(Не)видимые миру слезы События

(Не)видимые миру слезы

«Иоланта» в постановке Андрия Жолдака

Украинский режиссер Андрий Жолдак, неоднократно и успешно ставивший у нас в стране драматические спектакли, до сих пор блеснул в опере своим «Евгением Онегиным». В 2012 году сложный символический спектакль Жолдака в Михайловском театре наделал немало шуму – ​и получил «Золотую Маску». Потом он ставил другие оперы – ​«Мирандолину» Богуслава Мартину, «Царя Кандавла» Александра фон Цемлинского – ​в театрах Германии и Бельгии, а в марте выпустит «Чародейку» Чайковского в Лионе. Между «Онегиным» и «Чародейкой» поместилась его «Иоланта», снова на сцене Михайловского театра.

Последняя опера Чайковского, которую то записывают по части детского утренника, то уводят в мистериальные дебри, а то и вовсе лишают плоти и крови и выдают за немощное дизайнерское создание. Жолдак остался верен себе, вгрызся в материю оперы про слепую девушку со своей, жолдаковско-символистской стороны и показал нам спектакль, полный и даже переполненный разгадками и дополнениями смыслов. Создал спектакль, чья визуальная сила несомненна и пленительна, но иногда свидетельствует о некоторой переизбыточности, «плеторизации».

Опера начинается немым, мимическим, видео-загруженным прелюдом – и, что еще более впечатляюще, заканчивается сложно устроенным немым дорассказыванием истории, уже после истаявших звуков музыки Чайковского. Еще надо добавить, что одним из действующих лиц в спектакле становится «живой», немой и очень симпатичный Петр Ильич Чайковский, который у нас на глазах сочиняет «Иоланту». А заодно и балет «Щелкунчик», который, как известно, увидел свет рампы в один вечер с оперой. Балету – его звездному па-де-де – посвящена сценка в начале второго акта, как будто бы прямого отношения к действию оперы, пусть и жолдаковской, не имеющая.

Андрий Жолдак вместе с Даниэлем Жолдаком создал также декорации, которые то и дело «исправляет» своим волшебным видеоискусством Глеб Фильштинский. В каком смысле «исправляет»? Он умеет в одну секунду превратить комнаты чинного дома в изобилующую золотыми деталями православную церковь – или перенести нас в невидимый обычному человеку мир, в котором слепая Иоланта с детства (у взрослой певицы есть два маленьких двойника – девочки лет семи и двенадцати) привыкла жить «своей жизнью». И привыкла никого туда не впускать. Там, в ее закрытом мире, есть и сусальные ангелы, которые плещут своими большими «криле» и сыплют конфеттийные снопы блесток. А «с этой стороны», зримой и шумной, суетливой и парадной, на бедную затравленную Иоланту напускаются с нездешней силой все кому не лень.

Сергей Кузьмин – Водемон, Мария Литке – Иоланта

В том числе Водемон (сладкоголосый Сергей Кузьмин) и Роберт (ревущий Алексей Зеленков), обе арии которых режиссер вообще выносит за пределы драмы. Обоих юношей отправляют петь свои стансы и юбилянсы перед опущенным оперным занавесом с роскошными нарисованными складками. Но вырваться в дамки певцам все равно не удается: в пении их нет понимания внутреннего смысла.

Мы с напряжением и увлечением следим за происходящим на сцене: тут всего много, и оно происходит иногда одновременно и скученно, но нам мешает – музыка. Потому что партитура Чайковского, тончайшая по своей природе, прочитана грубовато и праздно. Дирижер Петер Феранец, чью нудность мы успели оценить за время его правления в Большом театре, не сообщает музыке сколько-нибудь ясных черт. Это скорее сопровождающий саундтрек, записанный на скорую руку. И главная исполнительница – Мария Литке – вроде бы и поет все нужные ноты, но не оказывается способной превратить их в стройный образ. К тому же «нужные ноты» иногда звучат у нее как ненужные. И оба певца с низкими голосами – Александр Безруков и Александр Кузнецов, король Рене и мавр Эбн-Хакиа, соответственно, по внешнему облику не портят дела, но не радуют нас художественными достижениями.

В результате все дельные находки Андрия Жолдака обрастают множественными ненужностями. Нам иногда кажется, что всего на сцене «слишком много», что в действии избыток «навороченного». А между тем, вдумываясь, понимаешь, что это впечатление происходит от того, что отдельные части спектакля не соединились в целое, не создали ту окончательную и единственно возможную сценическую реальность, которая так захватывала в «Евгении Онегине».

Но все равно в этой «Иоланте» есть волнующие, щемящие, ошеломляющие моменты. Прежде всего эпизод реальной жизни, как будто вынутый из стильного артхаусного фильма. Накрытые столы, люди, каждый из которых прорисован и снаружи, и изнутри, их взаимное движение, пойманная музыка тел и душ. В этот момент мы понимаем еще раз, что в «Иоланте» Чайковского скрыты мощные тайны. Жолдак со всей своей страстью ринулся их открывать, обнажать, прояснять – но в этот раз у него получилось не все. Почему так произошло, мы не знаем. Но что-то в общей театральной работе явно «не срослось».

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди