В альбом вошел, в том числе, не публиковавшийся ранее скрипичный концерт композитора, записанный Никитой Борисоглебским (НБ) совместно с Льежским филармоническим оркестром в мае 2019 года. Об этой записи, о своих интересах и творчестве музыкант поговорил с Ангелиной Дудиковой (АД).
НБ В 2019 году прошел фестиваль, приуроченный к восьмидесятилетию Queen Elisabeth Music Chapel, и так как у ее истоков стоял Изаи, юбилей посвятили ему. Но на дисках произведения не только самого Изаи, но и других авторов, общавшихся с ним, например, соната Франка, подаренная композитору на свадьбу, «Поэма» Шоссона, которой Изаи вдохновлялся, создавая свои «поэмы».
Мне предложили сыграть премьеру его скрипичного концерта, о котором до сих пор никто не слышал. На YouTube есть единственная запись так называемого Восьмого концерта, но нет ни записей, ни нот предыдущих концертов. Как оказалось, это не совсем концерт Изаи, а опус, собранный из «кусочков» разных сочинений внуками композитора. Произведение было написано еще молодым, ищущим свой стиль композитором. Его рукопись хранилась в США, в Джульярде. Там заметны влияния Паганини, Венявского, Вьетана, но при этом обнаруживаются технические приемы, которые Изаи чуть позже разовьет в своих сонатах. К тому же мелодически и гармонически концерт очень красив.
АД На каком инструменте Вы сейчас играете?
НБ На скрипке XVIII века венецианского мастера Маттео Гофриллера. Старенькая скрипочка: скоро будет 300 лет. Может уже даже и есть.
АД Среди известных скрипачей есть ориентир для вас?
НБ Есть пианист, который для меня существует отдельно от остальных. Это Рахманинов. А вот скрипача такого нет. Они все очень разные, у каждого своя индивидуальность – начиная с Сарасате, Изаи, Яна Кубелика и заканчивая такими корифеями, как Хейфец, Шеринг, Ойстрах, Коган… Концерт Бетховена я очень люблю в исполнении Крейслера, а Сибелиуса – в исполнении Кавакоса.
Да, у меня были периоды увлечения кем-то одним. Сначала – Ойстрахом, потом я открыл для себя Хейфеца. Позже испытал длительное влияние Стерна. Я очень любил буквально физическое ощущение звука в его игре; звук Стерна обладает разными оттенками, какой-то необыкновенной плотностью и насыщенностью. Иногда эта насыщенность на пределе возможностей.
АД В январе Вы приняли участие в фестивале Andermatt Music Winter Festival в Швейцарии.
НБ Андерматт – это маленький городок недалеко от Цюриха, раньше я о нем не знал. Он произвел на меня примерно такое же впечатление, как и Вербье, где проводится знаменитый музыкальный фестиваль. Ведь Вербье в свое время тоже был никому не известной маленькой деревушкой, из которой потом сделали центр культурных событий. У организаторов Andermatt Music Festival примерно такие же амбиции. Там построили очень хороший, красивый современный зал с отличной акустикой, мест на семьсот. Приехали участники, гости, корреспонденты и критики из разных стран. Нынешний фестиваль был посвящен Бетховену, звучала только его музыка. Я играл скрипичный концерт, «Крейцерову» сонату. А в целом, конечно, впечатления яркие и незабываемые. Швейцарские Альпы, величественная природа. В общем, красота страшная!
АД В Вашем репертуаре преимущественно музыка классико-романтического периода и XX века. А современные композиторы Вам интересны?
НБ Я не так часто обращаюсь к современной музыке, но иногда с удовольствием за нее берусь. Вот в апреле будет концерт моего друга Кузьмы Бодрова. Он сочиняет что-то специально для меня. Кажется, это будет что-то вроде пьесы для скрипки с камерным оркестром. Кстати, по заказу нашего квартета «Атриум» (я играю в нем первую скрипку) Кузьма написал замечательное произведение. Премьера состоится в июне в токийском Сантори Холле, где прозвучат все квартеты Бетховена. Организаторы фестиваля попросили исполнить какое-то сочинение современного автора, связанное с Бетховеном. И в своем квартете Кузьма использовал некоторые цитаты из 131-го бетховенского опуса.
АД В аспирантуре вы занялись исследованием английской скрипичной музыки. Почему выбрали именно эту тему?
НБ По британской музыке существует достаточно много работ, но все они на английском языке и находятся в библиотеках Великобритании и США. На русском есть исследования профессора из Петербурга Людмилы Григорьевны Ковнацкой, но они посвящены не скрипичной музыке как таковой, а британским композиторам. Особенно мало изучены скрипичные концерты, а существует, как минимум, три крупных сочинения в этом жанре: Бриттена, Уолтона и Элгара. Кроме того, есть пьесы у Фрэнка Бриджа, Воан-Уильямса, большой пласт музыки для камерного ансамбля. В общем, есть что исследовать. Я также планировал все это исполнить. Сыграл Концерты Элгара и Бриттена, а вот концерт Уолтона пока ждет.
АД Что Вам интересно помимо музыки? Как проводите свободное время?
НБ Читаю. Когда есть настроение, могу что-нибудь приготовить на кухне. Правда, у меня это занимает очень много времени, потому что я могу застрять на каких-то начальных вещах: почистить картошку, отмерить сахар, масло и т. д. Если нахожусь в каком-то интересном городе, а на улице хорошая погода, просто гуляю. Могу сходить в бассейн. Я вообще очень люблю воду. Если летом нахожусь где-то на побережье, то сразу бегу купаться, а достопримечательности – потом. Обожаю бани. Именно по этой причине люблю Финляндию – там очень развита банная культура.
АД У Вас есть какая-то глобальная мечта, связанная с творчеством?
НБ Конечно, хочется появиться во всех крупнейших залах, сыграть с лучшими оркестрами, Думаю, для меня цель – в творческом развитии вглубь и вширь, в открытии новой музыки, в совершенствовании исполнения уже сыгранных произведений.
Сейчас мы наблюдаем опасную, как мне кажется, тенденцию: многие известные солисты встают за дирижерский пульт. Моя задача – не начать дирижировать… Надеюсь, что не наступит момент, когда я просто заскучаю со скрипичным репертуаром. Ведь скрипка – это и соло, и концерты с оркестром, и квартеты. Я также очень люблю всю камерно-ансамблевую музыку – трио, квинтеты, секстеты. Словом, хотел бы остаться со скрипкой до последнего.