Николай Луганский: <br>Классическая музыка не должна зависеть от исторической ситуации Персона

Николай Луганский:
Классическая музыка не должна зависеть от исторической ситуации

Пандемия, объявленная во всем мире в середине марта, внесла существенные коррективы в привычный ход вещей и особенно – в жизнь артистов. Евгения Кривицкая (ЕК) попросила высказаться народного артиста России, лауреата Госпремии РФ, пианиста, педагога Николая Луганского (НЛ) о том, как он себя ощущает в новых обстоятельствах – без концертов, без свободы передвижения.

НЛ Для пианистов изменения не настолько катастрофичны. Музыканты с юных лет привыкли проводить какое-то количество часов за инструментом, не выходя из дома.  Для меня непривычно больше то, что я вынужден прекратить путешествия – это новое состояние. Я подростком с трудом привыкал к тому, что надо все время куда-то переезжать и играть концерты. Теперь приходиться быстро привыкать к отсутствию гастролей и выступлений.

ЕК Профессия музыкант, артист оказалась вдруг невостребованной. Такое и предположить было трудно…

НЛ Если честно, то для музыкантов, составляющих во многих странах средний класс, наступило непростое время. Намного труднее будет зарабатывать на жизнь. А у тех, кто имел постоянную зарплату, педагоги, например –  будет чудо, если она сохранится в течение года. Удар по экономике – немыслимый.

Музыкальная пауза

ЕК Прекращение публичной концертной деятельности, театральной жизни – вы как оцениваете эти меры? Они необходимы?

НЛ Человечество сейчас разделилось на две половины в этом вопросе. Даже врачи держаться разных воззрений, и каждая позиция имеет тонну аргументов в свою пользу. Мне лично совершенно непонятно, почему надо каждый день обрекать много миллионов людей на реальную бедность, а не призывать весь мир перепрофилировать производство, производить аппараты искусственной вентиляции легких, того, что сейчас помогает. Думаю, что сторонников того, что надо отсиживаться по домам и того, что надо предпринять радикальные практические меры, сейчас пятьдесят на пятьдесят. Я лично выхожу на улицу, общаюсь с друзьями, даже в футбол играл.

ЕК Вы согласились принять участие в сериях онлайн-концертов без публики, которые параллельно запустила Московская филармония и Московская консерватория. Рассматриваете данную акцию как миссию артиста?

НЛ В каком-то смысле – да. Надо хоть что-то делать. Мне кажется, это относится к более разумным мерам, чем запереть всех на амбарный замок по квартирам. Онлайн-концерты давно существуют: выкладывают архивные записи, дают прямые  трансляции. Конечно, все равно это не сравнить с посещением концертного зала, но если такое предписание выпущено, что нельзя собираться больше 50 человек – то приходиться искать выход! Мой последний концерт состоялся 16 марта в Петербурге. Сыграл Четвертый концерт Бетховена вместо не приехавшего Рудольфа Бухбиндера. Знаете, какая была моя первая реакция на предложение участвовать в онлайн-концертах? Почему бы не взять какие-то уже записанные в прошлом концерты. Но мне многие люди говорят, что для человека, сидящего у компьютера, есть элемент разницы – выбирает ли он сам среди лучших архивных записей, или слушает то, что происходит в данную секунду здесь и сейчас. Поэтому я собираюсь сыграть два часовых концерта без антракта – в Большом зале консерватории и в Концертном зале Чайковского.

Фото: Ирина Шымчак

ЕК Вы выбрали программу, исходя из особенности ситуации?

НЛ Нет, критерий творческий – исполняю, что у меня лучше получается, что мне ближе по настроению.

ЕК Момент духоподъемности для вас не важен?

НЛ Самая разная классическая музыка обладает огромной силой духоподъемности. И полонез Шопена, и хоральная прелюдия Баха в равной степени могут доставить радость людям. Я всегда декларировал и повторю сейчас – классическая музыка не должна до такой степени зависеть от исторической ситуации. Я, например, люблю очень многое у Шостаковича, но если выбирать, то предпочту Прокофьева, у которого гораздо меньше привязки к сиюминутным событиям. В общем, я не могу сказать, что на мой выбор программы могут повлиять  внешние обстоятельства.

Томас Хэмпсон: <br>Пой свою песню Персона

Томас Хэмпсон:
Пой свою песню

С одной стороны, Томас Хэмпсон в представлениях не нуждается. С другой стороны, за этим блеском легко просмотреть важнейшие и, возможно, самые ценные проекты Хэмпсона. Встречайте: Томас Хэмпсон!

Дмитрий Шишкин: <br>Музыка – это космос Персона

Дмитрий Шишкин:
Музыка – это космос

Лауреат прошлогоднего конкурса Чайковского пианист Дмитрий Шишкин отметился в начале марта выпуском нового альбома на европейском лейбле La Dolce Volta.

Ярослав Тимофеев: <br>Отсутствующий мужчина – это бог Персона

Ярослав Тимофеев:
Отсутствующий мужчина – это бог

Одни удивляются, что главный редактор журнала «Музыкальная академия» играет в популярной инди-поп-группе.

Кшиштоф Пендерецкий: <br>Бетховен влияет на всех композиторов Персона

Кшиштоф Пендерецкий:
Бетховен влияет на всех композиторов