«Ноктюрн» на фаготе… События

«Ноктюрн» на фаготе…

Появление духовых инструментов в числе специальностей Конкурса имени П. И. Чайковского стало главным новшеством нынешнего состязания. После 1966 года состав дисциплин, казалось, был уже окончательно зафиксирован. Духовикам пришлось ждать больше пятидесяти лет, и сегодня у представителей большого оркестрового семейства появился шанс подняться на высокую арену и доказать широкой публике, что они не только «краски партитуры», но и самостоятельные сольные инструменты со своими неповторимыми выразительными возможностями.

Конечно, как любое кардинальное новаторство, решение добавить духовые вызвало дискуссию и определенные сомнения. Во-первых, встал вопрос репертуара, ведь у П. И. Чайковского нет ни одного концерта или даже камерной сонаты для духовых. Во-вторых, разделение на деревянные и медные получилось слишком широким: в одной категории оказались очень разные по своим конструктивным, тесситурным, динамическим и тембровым качествам инструменты (так, между флейтой и фаготом, пожалуй, больше конструктивной разницы, чем между скрипкой и виолончелью). Однако итог показал, что интуиция Валерия Гергиева, под чьим председательством конкурс вернул свой высочайший международный статус и престиж, не подвела: практически все принявшие участие музыканты-духовики показали очень высокий технический и художественный уровень и утвердили свое право выступать в одном ряду с «элитными профессиями».

Финал у духовиков прошел в Концертном зале Мариинки в сопровождении театрального оркестра под управлением Арсения Шуплякова (медные) и Кристиана Кнаппа (деревянные), а вот прослушивания первого и второго туров деревянных духовых состоялись в новом Концертном зале «Репино», расположенном в Курортном районе Петербурга, неподалеку от мемориального музея-усадьбы знаменитого русского художника. Высокий просторный, обшитый натуральным нелакированным деревом зал, со световой шахтой и большим панорамным окном, за которым возвышалась вековая сосна, был больше похож на храм, в котором воцарилась уютная, почти домашняя атмосфера, равно приятная для музыкантов и для слушателей. Прошедшим отбор флейтистам, гобоистам, кларнетистам и фаготистам (к участию было допущено 48 человек, по 12 от каждой специальности) не нужно было преодолевать психологический барьер, неизбежно возникающий у артистов, выходящих на легендарные сцены «с большой историей». Пять дней, включивших в себя камерную музыку, больше напоминали фестиваль, нежели конкурс.

Сходство с фестивалем усиливало и разнообразие представленных программ. В принципе выбора репертуара самые строгие рамки были у кларнетистов (во всех трех турах все произведения были четко прописаны), наиболее свободный регламент оказался у гобоев, имевших достаточно широкий выбор. Так, например, в первом туре для кларнета в качестве обязательных произведений стояли первая часть концерта Моцарта, три сольные пьесы Стравинского и переложение «Русского танца» из «Лебединого озера» Чайковского. Гобоисты же могли взять одну из 12 сольных фантазий Телемана, одну из четырех камерных сонат (Сен-Санса, Пуленка, Санкана и Дютийе) и из трех современных пьес Берио, Кастильони или Холлигера. Флейтистам в первом туре нужно было сыграть обязательную партиту для флейты соло Баха и одно из трех концертных аллегро В. Цыбина, зато во втором им на выбор давались четыре камерные сонаты XX века, три виртуозные пьесы и пять современных композиций. Для фаготистов в первом туре выбор был ограничен первой частью концерта Моцарта и переложением одного из двух фортепианных ноктюрнов Чайковского. Выработать судейские критерии в столь пестром стилистическом ряду было, конечно, непросто (члены жюри признавались, что для «чужих» специальностей они больше ориентировались на артистическую экспрессию, нежели на точное прочтение текста). Однако сам репертуар, включающий в себя старинную, романтическую и современную музыку, получился очень удачным, деревянные духовые предстали во всем своем разнообразии, имея возможность показать и виртуозность, и кантилену, и современные технологические приемы.

Уже в первом туре наметились фавориты, сохранившие свои позиции вплоть до самого финала. Ярким лидером, заявившим о себе буквально с первых нот, стал флейтист Матвей Демин, в свои 25 лет являющийся артистом цюрихского Тонхалле-оркестра, одного из самых престижных европейских коллективов. Его утонченная европейская манера дала знать о себе и в обязательной партите Баха, прозвучавшей с внятной артикуляцией, грамотными штрихами и верно расставленным дыханием, и во Втором концертном аллегро Цыбина, промчавшемся в стремительном темпе с технически безупречными штрихами. Во втором туре в игре Матвея также царила полная невозмутимость и уверенность в своих силах. Легкость, с которой он расправлялся с самыми невообразимыми сложностями в Секвенции I Берио и «Кампанелле» Н. Паганини, воспринималась на слух как нечто само собою разумеющееся, это было похоже на то, как атлет не напрягаясь поднимает огромный вес, любуясь при этом рельефом своих мускулов. В финале артист держался как профессиональный зрелый музыкант и в виртуознейших пассажах ре-минорного (Wq. 22) концерта К. Ф. Э. Баха, и в проникновенной кантилене арии Ленского, переложенной для флейты с оркестром, и в сделанной Денисом Буряковым труднейшей транскрипции заключительной части Скрипичного концерта П. И. Чайковского. Внутреннее волнение, если оно и присутствовало, было скрыто за маской олимпийского спокойствия и твердой решимости, приведшей в итоге на высшую ступень почетного пьедестала.

Если претендент на первое место наметился практически сразу, то за второе и третье место у деревянных духовых развернулась напряженная борьба, победу в которой одержали зарубежные музыканты. Флейтистка из Венесуэлы Джойди Бланко уже в первом туре продемонстрировала изумительную технику и тончайшую филировку звука в виртуозном аллегро В. Цыбина. Во втором туре, выбрав сонату петербургского композитора Ю. Корнакова, она сумела вдумчиво и одновременно трепетно выстроить свой диалог с малоизвестной музыкой, подчеркнув и лирику, и внутренний драматизм. С головокружительными пассажами в «Большом полонезе» Т. Бёма и задумчивой кантиленой «Меланхолической серенады» П. И. Чайковского южноамериканская артистка также справилась превосходно. Сильной стороной Джойди в третьем туре стала проникновенная кантилена во второй части соль-мажорного (Wq. 169) концерта К. Ф. Э. Баха и в переложении арии Ленского (напоминавшей больше «Осеннюю песнь» из «Времен года»), а вот в переложении концерта Чайковского ей пришлось выдержать напор оркестра, строго соблюдая взятый темп и пресекая попытки ускорения.

Очень глубоким и тонким музыкантом показал себя итальянский кларнетист Алессандро Беверари, раскрывшийся больше в последних турах. Согласно жребию, в полуфинале ему пришлось играть сразу после Матвея Демина поздно вечером в практически пустом зале. В полутемной сумрачной атмосфере пьесы Р. Шумана прозвучали как пронзительная исповедь, а в сольной сонате Э. Денисова была развернута настоящая алхимическая лаборатория оттенков и нюансов, где даже в динамической кульминации в крайнем высоком регистре кларнет сохранял свой благородный тембр. В финальном туре блестящая «Интродукция, тема и вариации» Дж. Россини была пропета как чудесная оперная ария, в которой каждый звук был подобен жемчужине в ожерелье дивной красоты. Не случайно это же произведение вошло уже в программу гала-концерта на Новой сцене Мариинского театра, где Алессандро выступил как обладатель третьей премии.

Концертный зал «Репино». Вердикт жюри

Серьезную группу конкурсантов составили артисты Мариинского оркестра. Кларнетист Никита Ваганов и флейтистка София Виланд прошли в финал, заняв в итоге, соответственно, пятое и восьмое место. Вошедшая в прошлом году в состав Мариинки фаготистка Анастасия Батракова, к сожалению, сошла с дистанции после первого тура, в полуфинал прошла ее коллега из Чехии Микаэла Спакова, а француженка Лола Дескур в итоге заняла четвертое место, единственная из плеяды фаготистов выступившая с оркестром, блистательно исполнив концерт И. Гуммеля. Все три девушки доказали, что этот низкий инструмент, ассоциирующийся, конечно, больше с муж­скими образами, и в женских руках способен рас­крыть свое тембровое и техническое богатство.

Единственным представителем от партии гобоев в финале стал немецкий музыкант Юри Валлентин, завоевавший шестое место. В его игре раскрылась тембровая красота гобоя, с его мягким и теплым звуком. Даже в трагических изломах экспрессионисткой сюиты закончившего свои дни в Освенциме композитора Павла Хааса, сыгранной во втором туре, была слышна неземная красота, воспринимаемая словно тени ускользающей гармонии.

В судейскую комиссию конкурса деревянных духовых вошло двенадцать человек с разных стран и континентов, по три представителя от каждого инструмента, так что общая оценка в целом была объективной. Председателем секции стал флейтист Лос-Анджелесского филармонического оркестра Денис Буряков, выпускник Московской консерватории, великолепный музыкант с серьезной западной карьерой. Самым трудным, конечно, оказался выбор участников во второй тур, поскольку уже после первых прослушиваний стало ясно, что взята очень высокая планка, и пропустить 16 участников из 48 оказалось сложной задачей. За бортом остались все азиатские музыканты (Южная Корея, Япония и Китай), да и многие наши соотечественники, отсеянные после первого тура, вполне могли бы побороться за призовые места… И поскольку Конкурс Чайковского живет и развивается, то дальше будут вноситься свои коррективы и новые методики, но, главное, история с духовыми обязательно должна получить продолжение.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди