Ольга Андрющенко  Фортепианная музыка ХX века Мелодия CD
Релизы

Ольга Андрющенко Фортепианная музыка ХX века Мелодия CD

Первый диск для лейбла «Мелодия» пианистки Ольги Андрющенко ориентирован на современные вкусы. Это ясно из обложки альбома и его трек-листа, который состоит из фортепианных произведений русского авангарда 50–90-х годов прошлого столетия. Формально это не такие уж и давние времена, их содержание и смысл пока еще не скрыты временем.

Андрющенко концептуально работает в этом направлении, что, как ни странно, редкость. Записей с подобным трек-листом в советское время было больше (ведь эта музыка тогда и создавалась), но они воспринимались, как чудо. Еще бы – запретный, запрещенный плод! В реальности, в 80-е что-то было уже издано и вполне достижимо. Сейчас же этого позиционирования, ауры преодоления барьера нет. Альбомы с музыкой наших великих композиторов стоят в ряду творцов других эпох, и их можно слушать без инстинктивного желания оглянуться.

Объединяет диск одно из «любимых» занятий музыкантов – неоклассицизм, «игра в классики». Гении вспоминают, как работали их далекие предшественники, и называют свои произведения соответственно. Андрющенко выбрала для альбома пьесы, некоторые из которых отмечают поиск будущими мастерами своего уникального стиля и лица. У Софии Губайдулиной это «Чакона», написанная еще в 1962-м, у Арво Пярта – «Партита» (1958). И наоборот, Альфред Шнитке (Соната № 3, 1992) и Эдисон Денисов (Три прелюдии, 1994) представлены произведениями времен, когда все стало можно, массовый интерес, соответственно, падал, а жизнь этих великих музыкантов стала угасать. Из этого же периода Соната № 6 (1988) Галины Уствольской – произведение неласковое и упорное. Уствольская, которая всю жизнь отдала творчеству и Ленинграду, категорически отказывалась эмигрировать, но была известна именно за рубежом, что, возможно, близко для Андрющенко, которая живет в Германии. «Среднее» положение у Сонаты № 1 (1972) Валентина Сильвестрова и еще одной вещи Пярта «Für Alina» (1976), в которой романтические и эмоциональные ассоциации названия с бетховенской «К Элизе» лежат на поверхности.

Общее ощущение от игры Андрющенко – спокойствие и организованность. Альбом получился и задумчивым, и напряженным, но напряжение у него – внутреннее. Это не революция, а духовный труд и трагичность, жизнь и судьба. Диск – дайджест формирования музыки звезд отечественного академического авангарда, фрагменты неисчерпаемой темы, которая легко и естественно может быть продолжена, и которая всегда будет интересной и тревожной.