Ombra mai fu <br>Francesco Cavalli opera arias Philippe Jaroussky, <br>Artaserse Erato <br>CD
Релизы

Ombra mai fu
Francesco Cavalli opera arias Philippe Jaroussky,
Artaserse Erato
CD

Филипп Жарусски постоянно напоминает о себе, выпуская по несколько альбомов в год. Но и без такой производительности ему вряд ли угрожает забвение. Его популярность в самых широких музыкальных кругах неоспорима и заслуженна. Узнаваемость тембра не позволяет спутать его с кем-либо из коллег-контратеноров.

Новейший альбом посвящен оперной музыке Франческо Кавалли – ученика и последователя Монтеверди. Кавалли, хоть и не пионер жанра, но один из важнейших его «наполнителей» – автор 41 оперы, проложивший театральный путь к расцвету барочной оперы в будущем. Кавалли, с блеском раскрывавший эмоциональный потенциал текстов своих либреттистов как в монтевердиевской новации recitar cantando, так и в так называемых «закрытых» (и во многом им же развитых) формах арий и дуэтов – благодатное репертуарное поле. Сегодня оно активно осваива­ется барочным исполнительством, о чем свидетельствуют не только многочисленные театральные постановки, но и монографические альбомы с номерами из опер.

Для Филиппа Жарусски XVII век – естественная и комфортная среда вокального обитания. Именно в ней ему удавалось раскрыть все тонкости и нюансы своего музыкального и артистического дарования. Посему мы были вправе ожидать от этого альбома богатого отображения всех достижений Кавалли в оперном жанре.

К числу бесспорных высот Кавалли следует отнести его lamenti, отмеченные новаторским качеством на стыке речитатива и арии. Таких номеров на диске несколько, и все они требуют высочайшего уровня артистической и музыкальной погруженности. И если в плаче Аполлона по своей возлюбленной нимфе Дафне, превращенной в лавровое дерево («Любовь Аполлона и Дафны», 1640), Жарусски вытягивает, хоть и не без натуги, этот отчаянный опустошенный характер, то в ламенто Александра из оперы «Гелиогабал», когда кузен императора, разлученный с возлюбленной Атилией, находится в ожидании извращенных притязаний тирана, ему не хватает «мощностей» для полноты столь объемного изображения. Подчас в эпизодах forte при включении необходимого эмоционального накала голос Жарусски приближается к регистру «писк».

Несомненной удачей альбома следует признать дуэты с венгерской певицей, сопрано Эмюк Борат и канадской меццо Мари-Николь Лемьё. С ними певец уже давно нашел общий язык в многочисленных выступлениях на сцене, и здесь они стали для него источником дополнительной энергетики. Любовные дуэты Менелая и Елены («Елена», 1659) и особенно Ферамена и Лаодицеи («Эритрея», 1652) исполнены невероятной взаимной нежности, голоса образуют трепетную обволакивающую ауру. С большим вкусом и чувством меры исполнен также потешный комический дуэт Сатирино и Линфеи («Калисто», 1651), где Филипп Жарусски и Мари-Николь Лемьё, не переигрывая, раскрывают свое актерское мастерство в изощренных вокальных линиях. Стоит также особо выделить популярную «псевдоколыбельную» Ясона из одноименной оперы (1649, двадцать постановок, самая возобновляемая опера XVII века). Музыкальное дарование Жарусски позволяет раскрыть ироничную коллизию этой арии, в которой Ясон поет о том, чего на самом деле не желает, – стремлении прекратить любовные утехи.

Для передачи экстремальной подвижности вокальных линий певцу здесь часто не хватает вокальной пластики. Выдающаяся по своим качествам музыка Кавалли заслуживает более серьезных вложений – эмоциональных, энергетических, интеллектуальных. Тем более что мы знаем подобные примеры: «Эрисмена» под музыкальным руководством Леонардо Гарсии Аларкона в Экс-ан-Провансе или диск ансамбля L’Arpeggiata с Нурией Риал и Ханой Блажиковой. Альбом Филиппа Жарусски получился туристическим путеводителем по операм Кавалли, с музыки которого были сняты лишь верхние слои.