Она всегда удивляет События

Она всегда удивляет

В Кургане состоялся Третий музыкальный фестиваль «Элисо Вирсаладзе представляет…»

«Мы как большого праздника ждем новых встреч с выдающейся артисткой и ее замечательными коллегами, чье искусство – словно чудо падающей звезды или появление радуги…», – делятся своими впечатлениями курганские меломаны. Гуляя по осеннему городу, этим словам веришь безоговорочно: всюду развешаны большие афиши со строгим и вдумчивым профилем Элисо Вирсаладзе, даже днем на улицах города слышны разговоры о главном событии сезона, и, конечно, в тысячном филармоническом зале каждый фестивальный вечер – аншлаги и овации.

Элисо Константиновна поддерживает немало культурных проектов во всем мире: выступает на престижных европейских фестивалях, участвует в работе жюри Конкурса Королевы Елизаветы, Конкурса Шумана и других. В России артистка возглавляет жюри Международного конкурса пианистов имени Станислава Нейгауза, который проходит в Челябинске, ее концерты становятся кульминацией Фестиваля имени Рустема Яхина в Казани, благодаря Вирсаладзе недавно возобновился музыкальный фестиваль в грузинском городе Телави. Интересно, ее когда-нибудь посещали мысли об организации собственного фестиваля? Вряд ли, она удивительно скромный человек.

Впервые в России связать фестиваль непосредственно с именем Элисо Вирсаладзе несколько лет назад предложила не Москва и не Санкт-Петербург, а Курганская филармония – фестиваль обрел необходимую финансовую поддержку, идейно сложился и уже в третий раз имел невероятный успех.

Курганской публике повезло: директор филармонии Виктор Антипин и художественный руководитель Сергей Потапов – профессиональные и грамотные музыканты, обладающие исключительным вкусом и огромным желанием хорошо делать свою работу. В прошлом веке в Курган приезжали, к примеру, Мстислав Ростропович, Святослав Рихтер, Зара Долуханова. Сегодня высокая планка не потеряна: регулярно с концертами город посещают Михаил Плетнёв, Елена Заремба, Алексей Уткин и другие музыканты высокого класса.

Доминантами концертного сезона в Кургане попеременно становятся два крупных фестиваля, проводимые раз в два года: Всероссийский музыкальный фестиваль имени Шостаковича, о котором думал сам композитор, а реализовать мечту помог Ростропович, и Музыкальный фестиваль «Элисо Вирсаладзе представляет…», посвященный притягательному искусству одного из символов нашей эпохи.

Фестиваль Вирсаладзе проходит в течение одной недели. Для расписания Элисо Константиновны, которая сразу после Кургана отправилась на фестиваль в Телави, потом полетит в Гонконг, затем в Японию, – огромный срок. Кстати, многих интересует: как же она проводит время? Постоянно занимается! Но всегда старается уделить внимание мастер-классам, творческим встречам и интервью. Для курганцев же эти дни с Вирсаладзе оборачиваются одним мигом, запоминающимся на всю жизнь.

В фестивальной программе мы, журналисты, обычно очень хотим видеть объединяющую идею, так называемую концепцию. Но здесь тематика отсутствует. Есть Вирсаладзе, с ее магнетическим воздействием и беспрецедентными музыкальными решениями. Есть ее талантливые ученики – в этом году вечер фортепианной музыки представили Филипп Лынов и Виталий Стариков. Непременно приезжает оркестр – второй год на одной сцене с Вирсаладзе выступает Musica Viva под управлением Александра Рудина.

И, самое главное, есть гениальная музыка, во имя которой все и происходит. На фестивале звучали произведения Баха, венских классиков, опусы Листа и Шумана, русская музыка в этом году была представлена сочинениями Аренского, Танеева, Прокофьева. Конечно, оркестр Musica Viva не мог оставить слушателей без ценных раритетов – они привезли в Курган музыку Феличе Джардини и Николауса Крафта. Сама Элисо Вирсаладзе, кроме уже полюбившихся в ее интерпретации сочинений, впервые за всю историю своей карьеры сыграла два произведения Чайковского – Трио «Памяти великого художника» и несколько пьес из цикла «Времена года».

Она всегда удивляет, но при этом с теоретической точки зрения вроде бы ничего сложного не делает: никакого эпатажа и внешней атрибутики, Вирсаладзе пользуется исключительно музыкальными средствами. Всем известную «Баркаролу» из «Времен года» на сольном концерте в день закрытия фестиваля она выстроила по фразировке так, как никто и никогда до нее не делал, а музыка зазвучала иначе: логичнее и яснее, интереснее. Или, например, знаменитая Токката Прокофьева была сыграна не в общепринятом, а в чуть сдержанном темпе – и музыка вдруг стала еще страшнее, еще прицельнее.

Сколько раз вам приходилось слышать Концерт Шумана в исполнении Вирсаладзе? Когда-то она его играла напряженно и с волнением, иногда с восторженным романтическим накалом, а на сей раз роль главного высказывания была отведена светлой и утонченной второй части. Поклонники пианистки знают: Вирсаладзе всякий раз, не нарушая цельности и убедительности своей концепции, играет по-новому, удивительным образом находит новые смысли и краски, палитра которых кажется неисчерпаемой. Это же касается и собственно звука: у Вирсаладзе для каждого музыкального стиля он свой, наиболее подходящий, что хорошо слышно даже «невооруженным» ухом.

На примере той же второй части шумановского концерта ощутимо прекрасное взаимопонимание и блестящий творческий  контакт солистки и оркестра. С Musica Viva Элисо Вирсаладзе связывает многолетняя  дружба, в том числе и поэтому они мгновенно понимают друг друга, виртуозно и естественно общаются на сцене. Вероятно, такой альянс объясним единством взглядов: начиная с того, что и Вирсаладзе, и оркестр уделяют очень много времени репетиционному процессу, и заканчивая конечным эффектом – после их исполнения, с основательным и глубоким погружением в музыку, еще долго остается бесценное послевкусие.

Фестиваль «Элисо Вирсаладзе представляет…» – тот редкий случай, когда все звезды сошлись, поэтому перспективы проекта несомненны. Организаторы, не успев расстаться, уже горят новыми идеями, хотя впереди еще два года подготовки к следующему фестивалю, который в Кургане уже ждут с большим нетерпением. В Кургане острее, чем в столицах, считывается главный смысл искусства: оно необходимо людям.

ЭЛИСО ВИРСАЛАДЗЕ: Я СОМНЕВАЛАСЬ, НУЖЕН ЛИ ФЕСТИВАЛЬ, СВЯЗАННЫЙ С МОИМ ИМЕНЕМ

Специально для «Музыкальной жизни» Элисо Вирсаладзе (ЭВ) рассказала Сергею Буланову (СБ) о прошлом, настоящем и будущем фестиваля.

СБ Элисо Константиновна, мне довелось немного пообщаться с жителями Кургана: они говорят о вашем фестивале как о долгожданном событии. А с каким чувством вы готовились к третьему фестивалю?

ЭВ Время летит настолько быстро, что кажется, будто первый фестиваль был еще вчера. Всегда гораздо легче начинать, чем продолжать, потому что когда событие становится стабильным, появляется еще большая ответственность.

СБ Каковы источники вашей крепкой связи с Курганом?

ЭВ Несколько лет назад я приезжала в Курган с сольным концертом, и у художественного руководителя филармонии Сергея Потапова возникла такая идея. Не могу сказать, что я сразу безоговорочно согласилась. Учитывая мой напряженный график, было несколько рискованно на что-то еще идти. Кроме того, я сомневалась, нужен ли такой фестиваль, связанный с моим именем.

СБ Именно благодаря этому фестивалю и ради творческого общения с вами многие замечательные музыканты приезжают в Курган.

ЭВ Возможно, в том числе и ради этих встреч имело смысл согласиться с идеей проведения фестиваля.

СБ Уже второй раз с вами приезжает Александр Рудин. Вы давно знакомы с Александром Израилевичем?

ЭВ Довольно давно. Я считаю его уникальной личностью, потому что он достойно и на высоком уровне совмещает три профессии – виолончелиста, пианиста и дирижера. Такое встречается крайне редко.

СБ Вы часто играете с его оркестром Musica Viva, уже второй раз они вместе с вами в Кургане. У вас хорошие впечатления об этом коллективе?

ЭВ Вы знаете, какой дирижер – такой и оркестр. Мне кажется, абсолютно все музыканты доверяют Александру Рудину, его любят и ценят. И это очень слышно, когда они играют.

СБ Да, чувствуется в каждой ноте.

ЭВ Абсолютно. Потому что их дирижер прежде всего музыкант. Я с ним несколько лет тому назад играла Концерт Мендельсона для двух фортепиано, а сейчас с ним же и скрипачом Андреем Барановым впервые сыграла Трио Чайковского.

СБ Исполнить Трио – ваша идея?

ЭВ Моя. Мне всегда очень хотелось сыграть эту музыку, но я не думала, что когда-нибудь решусь: хорошо помню выдающееся исполнение Святослава Рихтера, Натальи Гутман и Олега Кагана.

СБ Как вы строите диалог с музыкантами? Договариваетесь о чем-либо, обсуждая интерпретацию?

ЭВ Мы просто играем и слушаем друг друга. Когда мы репетировали Трио, от каждого были предложения, но в едином творческом процессе.

СБ В программе фестиваля довольно трудно выделить репертуарные акценты, звучат сочинения разных стилей и эпох. Получается, в первую очередь вы хотите дать слушателям хорошую музыку?

ЭВ Безусловно. Тематики как таковой нет, и, составляя программу, я ориентируюсь на то, что буду играть в предстоящем сезоне. Мне дорого и важно, что вместе со мной в Курган приезжают мои ученики. В фестивале принимал участие Дмитрий Каприн – он уже известный пианист, мой ассистент в консерватории, чему я безумно рада. В этом году играли Филипп Лынов и Виталий Стариков, оба очень хорошие пианисты.

СБ Элисо Константиновна, вы играете сольно, с оркестром, в камерном ансамбле. Давно хотелось спросить: почему вы никогда не выступали с певцами?

ЭВ Так сложилось. Заниматься концертмейстерским искусством нужно серьезно и основательно. Когда раньше было время – не было удобного случая и заинтересованных вокалистов, а сейчас уже нет времени.

СБ Я знаю, что вы не любите мастер-классы, но тем не менее их проводите, в том числе в рамках фестиваля.

ЭВ Мастер-классы – странное явление, но еще смотря как его расшифровать. Бывает, что такой формат понимается как «презентация» публике того или иного профессора. На мой взгляд, когда приходят юные, начинающие музыканты – это должны быть просто открытые уроки, нужно забыть, что кто-то сидит в зале. Кстати говоря, в Кургане играли замечательные ребята, можно сказать, что я испытывала наслаждение, занимаясь с ними.

СБ Думаю, вы согласитесь, что курганские слушатели невероятно культурно образованны.

ЭВ Да. Сразу же приходит понимание, что играешь для заинтересованной публики, мгновенно появляется контакт.

СБ На следующий визит в Курган у вас уже есть какие-то планы?

ЭВ Конкретных еще нет, но четвертый фестиваль точно будет.

А был ли «сольник»? События

А был ли «сольник»?

В Большом зале консерватории впервые выступила Асмик Григорян, но не одна

Впередсмотрящие События

Впередсмотрящие

В Москве гала-концертом завершился Четвертый фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку»

Взрослые игры События

Взрослые игры

Во флорентийском театре Maggio Musicale предложили публике новую версию диптиха на вечную тему о любви и предательстве

Спеть хором на вечной мерзлоте События

Спеть хором на вечной мерзлоте

С 26 октября по 4 ноября в Академической капелле Петербурга прошли традиционные «Невские хоровые ассамблеи»