Оперу «Билли Бадд» Мадридского Королевского театра увидят в России

16.11.2019
Оперу «Билли Бадд» Мадридского Королевского театра увидят в России

Показы постановки в режиссуре Деборы Уорнер начнутся в российских кинотеатрах с 14 декабря. В опере, написанной на сюжет одноименной повести Генри Мелвилла, нет ни одной женской роли, только мужской состав исполнителей (действие происходит на военном корабле), в котором блистают Тоби Спенс, Жак Имбраило, Бриндли Шерратт. За пультом Айвор Болтон, британский оперный дирижер.

«Билли Бадд» – одно из ключевых произведений в наследии выдающегося британского композитора Бенджамина Бриттена. Впервые она была поставлена 1 декабря 1951 года на сцене «Ковент-Гардена». Авторами либретто стали друг Бриттена драматург Эрик Крозье и английский романист Эдвард Морган Форстер, перу которого в опере принадлежит, например, прекрасный поэтический текст арии Клэггарта O beauty, handsomeness, goodness, которой Форстер по праву гордился. И либреттисты, и композитор были чрезвычайно увлечены темой своего произведения и серьезно изучали историю британского морского флота, что придало их тексту замечательную аутентичность: в либретто много морских терминов и описаний корабельного быта. Музыкальная ткань оперы также представляет собой убедительное и живописное полотно морской жизни: хоровые эпизоды с использованием традиционных морских песен-шанти, суровый колорит исключительно мужских голосов, великолепная полифония морских картин, раскрывающая талант Бриттена как симфониста. 

Действие оперы происходит в 1797 году на британском линейном корабле «Неустрашимый», во время войны Англии и Франции. Драматический конфликт выстроен вокруг сложной динамики взаимоотношений между центральными персонажами, которых в опере трое: честный и справедливый капитан Вир, скованный своим долгом офицера; зловещий и гордый каптенармус Джон Клэггарт, один из наиболее демонических антагонистов оперного пантеона; невинный и прекрасный, как ангел, фор-марсовый матрос Билли Бадд, чей жизнерадостный и светлый образ контрастирует с мрачной удушающей атмосферой военного корабля.

Главным героем оперы, в противоположность названию, выступает скорее не Билли, а мудрый капитан Вир, от чьего лица излагаются пролог и эпилог. Эта партия была написана Бриттеном для своего спутника жизни, выдающегося тенора Питера Пирса, чье исполнение партии Вира увековечено в аудиозаписи 1951 года и черно-белом фильме-опере BBC 1966 года. Капитан Вир, умный, утонченный и справедливый человек, любимый своей командой, вынужден поступить по закону, но против совести, и в конце концов оказывается обречен на вечное одиночество. Душевный надлом и многогранный характер этого персонажа замечательно выражены в тонкой лирике Бриттена.

Однако образ главного антагониста, Джона Клэггарта, не менее важен. Этот персонаж достойно пополняет собой галерею великих отрицательных героев оперного жанра, таких, как Яго или четырех злодеев из «Сказок Гофмана». Главные темы «Билли Бадда» – соблазн, искушение и поругание невинности – часто прослеживаются в других произведениях Бриттена, но только в этой опере они достигают поистине библейских масштабов, роднящих образ Клэггарта с образом Сатаны из «Потерянного рая» Мильтона, который дрогнул при виде «добродетели прекрасного лика», потерянного для него навеки. Стоит отметить и то, что эта партия написана для баса – традиционно «дьявольского» тембра в опере.

Что касается молодого матроса Билли, его партия вносит в мрачный колорит оперы атмосферу жизнелюбия, света и праздника. Бесхитростный и прекрасный, как Аполлон, не ведающий зла и не умеющий его распознать, он похож на святого простака Парсифаля, но его роковой недостаток – заикание – в ключевой момент лишает его возможности оправдаться, и злая воля в итоге одерживает верх. Во многих постановках жертвенный образ Билли намеренно подчеркивается сценографией, изображающей его в позе распятия.