События

Оркестр в кармане

В Малом зале Московской консерватории выступил «Русский гитарный квартет»

Оркестр в кармане

Коллектив существует с 2012 года, и за эти 6 лет стал заметным игроком на музыкальной карте России. В его активе – участие в Международном фестивале современной музыки «Московская осень», фестивале-конкурсе гитаристов «Tabula rasa» в Москве, фестивалях в Донецке, Белгороде, Калуге… В составе квартета четыре профессиональных музыканта: Юрий Алешников, Наталья Родионова, Владимир Иванников, Анна Иноземцева. За свою творческую карьеру исполнители завоевали уже более пятидесяти наград на престижных международных конкурсах и фестивалях.

«Каждое их выступление отличается богатством красок, нюансов, свежестью художественных решений и глубиной творческих переживаний – это всегда событие, всегда открытие нового художественного пространства на горизонте российской гитарной школы!», – такая высокая оценка коллектива принадлежит арт-директору Международного фестиваля-конкурса исполнителей на классической гитаре «Tabula rasa» Сергею Матохину.

Гитара у широкой публики ассоциируется с жанром бардовской песни, поэтому поиск своего репертуара стал важной задачей квартета, с которой, как показало их выступление в Малом зале консерватории, они вполне успешно справились. Известная фраза Бетховена – «гитара – это оркестр в кармане», кажется, могла бы стать девизом музыкантов.

На концерте в МЗК: Владимир Иванников, Анна Иноземцева, Наталья Родионова, Юрий Алешников

Интересной и очень убедительной иллюстрацией к данному тезису венского классика стал «Симфонический концерт для квартета гитар».

Богатство красок, фантазия и искусные аранжировки – вот чем запомнилась эта необычная программа. Изначально, взглянув на анонс, было довольно сложно представить себе, как в гитарном переложении прозвучат, к примеру, знаменитые «Половецкие пляски».

Сравнивать такое звучание с оркестром, разумеется, не нужно и даже невозможно: это совершенно другой уровень богатства тембрового содержания, творимого, прежде всего, широкой палитрой технических возможностей, умением всеми остальными средствами выразительности добиться появления многогранных контрастов и оттенков от одного единственного инструмента.

В упомянутых «Половецких пляс­ках» захватывает экспрессия, эффектно выстроенные нарастания и спады – динамические и темповые. Мы не слышим и не должны слышать в гитарном переложении оркестр, представляя себе, как темы в известных произведениях проводит тот или иной инструмент. Мастерства музыкантов хватает преодолеть эту грань и дать слушателю даже нечто большее.

Симфонические полотна мгновенно превращаются в камерные, а миниатюры для сольного инструмента, наоборот, фактурно преображаются и расцвечиваются. В обоих случаях нам предоставляется возможность не только буквально поближе рассмотреть тонкости замысла композитора и его воплощения, но и услышать произведения совершенно в новых обликах, ничему не противоречащих и очень органичных.

Каждый из участников «Русского гитарного квартета» – настоящий виртуоз, поэтому все поставленные художественные задачи решаются без ощутимых проблем. А задачи музыканты ставят и немало: на вечере МЗК стилистически выдержанно и по-классичному «правильно» прозвучали Бранденбургский концерт № 3 Баха и Дуэт «Quando corpus morietur» из кантаты «Stabat mater» Перголези, ярко и образно гитаристы представили «Испанское каприччио» Римского-Корсакова и пьесы из цикла «Времена года» Чайковского. Квартет много и охотно играет современную музыку, часто заказывая оригинальные сочинения для своего состава. Для показа XX века избрали квартет французского мультиинструменталиста Матиаса Дюплесси, абсолютно попав в цель. Пряная, наперченная джазовыми ритмами музыка, немного напоминающая саундтрек, что и понятно – Дюплесси много пишет для кино, – стала хорошим завершением этого концерта.

Конечно, в России не один единственный подобный ансамбль, тем не менее, мы все же вправе говорить об определенной уникальности «Русского гитарного квартета»; как о коллективе с европейским качеством музицирования, обладающем богатым репертуаром и ценными, нетривиальными переложениями и аранжировками; как о коллективе, справедливо претендующем стать одним из брендов национального искусства.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди