Оркестр vs публика События

Оркестр vs публика

Традиционно на Симфофорумах проводятся заседания СКОР и подводятся итоги мониторинга деятельности симфонических региональных оркестров. Это серьезнейшая работа, связанная с анкетированием всех российских оркестров и анализом показателей по десяткам позиций. Причем сравниваются данные ГИВЦ и собственные результаты опросов, которые параллельно проводят Свердловская филармония и газета «Музыкальное обозрение». О динамике и острых проблемах рассказал Александр Колотурский, директор Свердловской филармонии, обрисовавший нынешнее положение дел у оркестров по стране.

К примеру, «количество вакансий по отношению к штатному расписанию в оркестрах в 2017 году составляет 8,6%, в 2015 году – 10,4%, в 2013 году – 11,8%, в 2011 году – 7,8%, то есть тенденция нехватки музыкантов сохраняется. Для сравнения: по всем отраслям России количество вакантных мест – 1,4%. С учетом перспективы вакантных мест музыкантов в ближайшие годы будет до 15%». Мониторинг фиксирует падение зарплат. «Средняя заработная плата музыканта в оркестре варьируется в интервале от 11 920 до 95 380 рублей. Средняя заработная плата в Российской Федерации в 2017 году составляла 39 150 рублей. В 64% от всех оркестров средняя заработная плата оказалась ниже. В 2015 году таких оркестров было 67%, а в 2013 году – 81%». Но внушает оптимизм, что «увеличивается количество симфонических оркестров в России, почти все областные центры с населением более 250 000 человек создали коллективы». Теперь нужно побороться за качество инструментария и заполнения вакантных мест по определенным специальностям.

В деловой программе обсуждались не только вопросы статистики, но и стратегий развития оркестров, взаимоотношения артистов с публикой, музыкального образования и, в частности, обучения в консерваториях профессии «артист оркестра».

Гости из Великобритании поделились интересным опытом. Сара Джи, ведущий консультант в области культуры и искусств, работающая с Бирмингемским оркестром, разложила по полочкам, что у них думают о целевой аудитории. Серьезный маркетинговый анализ сопровождался таблицами, помогающими лучше усвоить информацию. Чтобы привлечь, а главное, расширить круг публики, необходимо учитывать психологию. Сара Джи поделилась правилом «7 P’s marketing mix»: people, processes, physical evidence, promotion, price, place, product. Среди прочего обсуждались позиции, что, хотя концерт – это «нематериальный» продукт, но люди, выходя из зала, хотят взять с собой на память какую-то материальную вещь. Поэтому так важна сувенирная продукция, диски и т. п. Деление аудитории на сегменты – краеугольный камень маркетинга. Однако в Великобритании толерантно относятся к вкусам и не склонны ломать голову, как человека, любящего джаз, заставить слушать алеаторическую композицию. Вывод Сары Джи: если 85% слушателей готовы прийти на легкую классику, то надо сделать так, чтобы они захотели вернуться на такой же концерт, чем ломать голову, как их заманить на авангард.

Еще один представитель британского менеджмента Питер Гарден рассказал о жизни Ливерпульского филармонического оркестра, который возглавляет наш Василий Петренко, и представил корпоративную программу заботы об оркестрантах, внедренную в Royal Liverpool Philharmonic.

С российской стороны организаторы Симфофорума пригласили выступить столичных музыкальных критиков и музыковедов. Ярослав Тимофеев, эксперт Московской филармонии, рассказал о роли скандала в мировом музыкальном процессе. Приводя конкретные примеры из концертной и оперной практики, он показал, что скандал приносит как отрицательные, так и положительные дивиденды артисту, способствуя построению определенного имиджа, распространению известности. Так что ряд артистов умело пользуется этим как инструментом самопродвижения. Хотя, с другой стороны, скандал может девальвировать саму сферу классики, традиционно считающуюся более «чистой», чем мир эстрады и шоу-бизнеса.

Финал конкурса фото: татьяна андреева

Ольга Русанова, обозреватель «Радио России», получила выход к микрофону дважды. В первый день она выступила с докладом «Новые концертные залы: зачем так много, или почему так мало?» Благодаря видео- и фотопрезентации, мы смогли не только обсудить, но и виртуально побывать как в санкт-петербургской Мариинке-2, московском «Зарядье», так и в Эльбской филармонии в Гамбурге. Ответа на вопрос «много или мало?» не последовало, но зато директора концертных организаций смогли призадуматься о том, что концертный зал – это не только прокатная площадка, но средство для развития города как туристи­ческой мекки – если проекты зала (фестивали, в частности) окажутся «громкими» и привлекательными не только для местной публики. Разговор Ольги Русановой об информационном сопровождении проектов оркестра стал своего рода мастер-классом: показанные ею в презентации образцы «неудачных» пресс-релизов помогли коллегам лучше понять суть современных технологий пиар-компаний.

Автора этих строк попросили выступить на тему «Построение репутации оркестра». Рассуждения о том, в чем разница между репутацией и имиджем, о необходимости понимания миссии оркестра, создании «Клуба друзей оркестра», регулярной независимой экспертной оценке деятельности оркестра, нахождении имиджевой и творческой «ниши», развитии корпоративной культуры внутри коллектива и многое другое, – эти темы вызвали активный интерес и отклик собравшихся. Планомерность работы, комплекс мер по продвижению на прочном фундаменте исполнительского качества – вот путь, который, при хорошем стечении обстоятельств, обеспечит успех оркестру.

Трехдневную деловую программу подытожил круглый стол, объединенный темой «концерт как событие», в которой приняли участие не только менеджеры, но и некоторые главные дирижеры, специально приехавшие в Екатеринбург пообщаться с коллегами. Весьма поучительно прозвучал рассказ Рустема Хасанова, первого заместителя директора Свердловской филармонии, о продвижении их Молодежного симфонического оркестра. Стратегия, выработанная руководством, демонстрировала, как важно, чтобы творческие интересы и личные амбиции подчинялись интересам организации и избранной менеджерской политике. Только тогда появляется шанс избежать стагнации, быть всегда новым, привлекательным для публики, умеющим удивлять (призыв Дягилева, о котором стоит помнить постоянно).

И уже в самом конце семинара возникла важнейшая тема: филармониям и оркестрам нужен инструмент оценки их работы. Нужны рейтинги, профессиональные оценки, ориентиры, точки отсчета – словом, своя «Золотая Маска». Вопрос этот поднимался и раньше, но сейчас он стоит особенно остро. Если не создать конкурс и национальную премию, то многие региональные коллективы так и будут вариться в собственном соку, будут в «зоне умолчания». Что приятно – все без исключения руководители концертных организаций и оркестров, участники Форума, проголосовали за этот проект. Остается его организовать.

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»