От Петрушки  до топора События

От Петрушки до топора

В Петербурге в десятый раз прошел фестиваль искусств «Дягилев. P.S.»

Быть может, в последний раз все происходит с таким размахом – рядом и Балет Монте-Карло, и личный проект примы английского Королевского балета Натальи Осиповой, и национальное сокровище Японии Сабуро Тешигавара, и сокровища шведские (впрочем, как и Тешигавара, принадлежащие всему миру) – Матс Эк и Ана Лагуна. Город Санкт-Петербург на следующий год в тринадцать раз урезал бюджеты всем своим фестивалям – в том числе тем, что притягивают туристов и так пополняют городскую казну. Понятно, что уж фестиваль, названный в честь Дягилева, менее всего должен этому удивляться – можно подумать, самому Сергею Павловичу кто-нибудь из российских властей стабильно помогал. Вот только все мы помним, что в результате главные вещи дягилевских сезонов случились за границей. Но будущее (может быть, более бедное, но точно не менее гордое) – впереди. В настоящем – две недели ярких танцев, и каждый спектакль в программе поражает по-своему.

Первым приехал Балет Монте-Карло. Монегаски связаны с именем Дягилева и исторически (именно в Монако Дягилев готовил сезон 1911 года, там Фокин сочинял «Видение розы» и «Петрушку») и идеологически: худрук театра Жан-Кристоф Майо, стремясь поразить всех зрителей на свете, особенно ценит публику гламурную – чтобы роскошества наблюдались не только на сцене, но и в зале, чтобы сияли бриллианты, и дамы соревновались в нарядах. Собственно, это один из последних по-настоящему придворных театров в мире – под прямым покровительством правящей династии, с регулярными визитами главной зрительницы на премьеры. И Майо старается сделать так, чтобы зрелище было достойно двора – «картинка» в его спектаклях всегда великолепна. В Петербург Балет Монте-Карло привез программу, прицельно посвященную Нижинскому, – четыре небольших балета, каждый из которых связан с именем несчастного гения.

В 1912-м Нижинский был Дафнисом в поставленном Фокиным балете Равеля «Дафнис и Хлоя» (его партнершей была Карсавина) – и сто лет спустя Майо сам поставил балет на этумузыку. Сюжет древнегреческого романа о робком пастухе, влюбленном в милую пастушку, претерпел решительные изменения: теперь это история о том, как взрослая пара любовников дает практические уроки юной паре. Где и когда происходят события – совершенно неважно: ну, какая-то поляна на каком-то блаженном острове. Важны приключения тел – смущенных и откровенных, томящихся и кидающихся в эротическую атаку. Майо изобретателен  и его личная «камасутра» вполне включает в себя эпизоды, когда танцовщик и танцовщица находятся на расстоянии пары метров друг от друга – и при этом очевидно получают друг от друга такой кайф, что стены «Балтийского дома» вздрагивают.

Еще два балета в программе также говорят про эрос – посылая ко всем чертям танатос. «Неужели я влюбился в сон?» Йеруна Вербрюггена  это, собственно, «Послеполуденный отдых фавна», только с вычеркнутым обязательным распределением ролей по половому принципу. У Вербрюггена в клубах тумана встречаются два парня – и даже сразу не поймешь, кто из них фавн, а кто – предмет его вожделения. Оба танцовщика осторожны и предельно отстранены – даже когда они касаются друг друга, кажется, что касаются души, не тела настолько нет ничего плотского. Музыка в фонограмме крадется тихими шагами, а на сцене так же тихо происходит сближение  которое исчезает через секунду, потому что второй герой растворится в тумане, как и положено «нимфе». Все недоговорки музыки Равеля остались недоговорками (в отличие от балета, поставленного Нижинским в 1912-м), сон – лишь сном. Еще один сон из дягилевской антрепризы заново рассказал Марко Гёке – ему досталось «Видение розы». Хореограф, придумавший уникальный стиль движения, более всего похожий на мелкие и болезненные судороги, с помощью этого стиля рассказывает на европейских сценах самые разные истории – вот дошла очередь и до «Видения розы». Карл Мария фон Вебер на месте, а вот летучий призрак, явившийся девушке в сновидении после бала, превратился в сотрясаемого конвульсиями персонажа, что вызывает острую жалость. Мода на Гёке в Европе достигла пика – и, кажется, пошла на спад. Хореограф продержался на одном методе более десяти лет  пора придумать что-то новенькое.

«Дафнис и Хлоя»

Главным же событием вечера монегасков стал «Петрушка» в постановке Йохана Ингера. Хореограф переселил сюжет с русской ярмарочной площади в европейский модный дом, где все готовятся к показу, нервный кутюрье Сергей Лагерфорд (все совпадения имен случайны) шпыняет сотрудников и в пылу страсти к своей работе ластится к манекену. Когда замученные сотрудники разойдутся  несколько манекенов, сваленных кучей у задника, оживут – и сотворенный из пластика Петрушка все так же рванется из «балагана» в реальную жизнь, и все так же, конечно, ему не дадут сбежать – и, как и положено в истории Стравинского, он все-таки победит, даже разобранный на кусочки. Ингер по типу своего дарования скорее режиссер, чем хореограф, – то есть он может придумать захватывающую историю, пластика же у него отступает на второй план. И эта история ему вполне удалась  именно финальное «оживание» Петрушки, когда от манекена осталась ровно половина, обсуждала публика при театральном разъезде.

После программы «Pure Dance» публика, конечно же, обсуждали чистый танец – потому что только танец там и был. Прима лондонского Королевского балета Наталья Осипова (в прошлом работавшая в Большом и Михайловском театрах) собрала эту программу год назад на сцене Sadler’s Wells – театра, что всегда готов предоставить свою сцену и звездным артистам, и решительным экспериментаторам. После премьеры программа поехала по миру – и вот в Петербурге на сцене БДТ был ее последний показ. «Чистый танец» решителен по формату – это вечер одной балерины (пусть с двумя партнерами, один из которых мировая звезда), и балерина честно не уходит со сцены. То есть вот ситуации «мы покупали билеты на NN, а он(а) спел(а) два раза» тут в принципе быть не могло. Из семи небольших сочинений разных авторов Осипова танцевала в шести – и потому после каждого мини-балета занавес закрывался, и был такой же мини-антракт. Это дробило впечатление – но в финале мозаика сложилась безукоризненно.

Фрагмент из балета английского классика Энтони Тюдора («Листья увядают» на музыку Дворжака), миниатюра «Шесть лет спустя», для которой израильский хореограф Рой Ассаф покрошил в фонограмме Генделя и Бетховена, и сочинения, созданные специально для этой программы – «Грустный вальс» Сибелиуса в постановке Алексея Ратманского, «Аве Мария» Шуберта, взятая в работу Юкой Оиши, «Трепет» на музыку Нико Мьюли, придуманный Иваном Пересом, и «Оставленные позади» на музыку Рахманинова – хореограф Джейсон Киттельбергер, – все дуэты говорили о том, как важно женщине, чтобы ее любили.

И очень откровенный дуэт с Киттельбергером (они с Осиповой пара и в жизни, а не только на сцене), и фантастической красоты галантные объяснения с Дэвидом Холлбергом – все об одном. Что невыносимо необходимо, чтобы кто-то носил на руках, заглядывал в глаза, всегда мог подставить плечо для опоры – и при этом в нужный момент отойти в сторону и не отвлекать внимание зрителей, потому что они пришли смотреть на балерину. Что изысканная меланхолия Тюдора и будто вступающего с ним в диалог Ратманского, что пластические вопли Ивана Переса и Роя Ассафа (тему «встречи через много лет» обыгрывают оба, хотя только один заявляет об этом в программке) – все об одном, и весь вечер на самом-то деле (хоть того явно не предполагали авторы) вообще-то стал воплощением одного знаменитого цветаевского стихотворения. Того самого, где «К вам всем, – что мне, ни в чем не знавшей меры, чужие и свои? – я обращаюсь с требованием веры и с просьбой о любви». И чисто по-женски – когда на сцене появляется тот единственный мини-балет, где главная героиня вечера не задействована («В отсутствие» на музыку Иоганна Себастьяна Баха, поставленный Кимом Брэндстрапом), он, конечно же, будет о том, как плохо герою в отсутствие возлюбленной. Дэвид Холлберг, американская звезда, иногда появляющаяся и в Большом театре, вот это состояние мучительной тоски, неполноты жизни, когда рядом нетлюбимого человека, воплотил со всем свойственным ему поэтическим даром и со всей безупречной техникой.

«Идиот»

В финал феста были поставлены явления «священных чудовищ» – тех, что не чудовища вовсе, но великие люди танца, со спокойной насмешкой относящиеся к своему величию. Проживающий свое седьмое десятилетие Сабуро Тешигавара превратился в князя Мышкина в своем спектакле «Идиот» – и это было одно из самых точных воплощений романного образа, что вообще возможно. Капающую, шелестящую, шипящую фонограмму, в которой, кажется, задыхаются призраки, хореограф собрал сам, лишь добавив к ней Вальс Шостаковича. И кто бы мог подумать, что именно вальс станет самым точным комментарием к трагическому роману Достоевского! История разыгрывается «на двоих» – на сценетолько сам Тешигавара и его партнерша Рихоко Сато. Настасья Филипповна ярко и отчаянно сходит с ума – а Мышкин кружит вокруг нее, всматриваясь, утешая, пытаясь чуть-чуть коснуться. Главная тема этого Мышкина – недоумение (что, мне кажется, очень по-достоевски), главная тема героини – нехватка воздуха и пространства. Сцена ТЮЗа, где гастролировали японцы, вполне велика, на ней нет никаких декораций, колосники высоко – и все равно мы мгновенно верим, что пространство маленькое, что героине никуда не вырваться, что ей трудно дышать. И что герой, которому не под силу изменить формат этого пространства, в конце концов сможет только ее оплакивать – а спасти ее не сможет.

Отдышаться после этого «Идиота» можно только на вечере Матса Эка и Аны Лагуны, где были представлены две небольшие одноактовки – «Память» на музыку Нико Рёлькеи «Топор», в котором звучит знаменитое Адажио Альбинони.

Великий хореограф и его спутница жизни, для которой он сочинил главные свои спектакли – все свои революции, все свои насмешливые транскрипции классических сюжетов, –вступили в «четвертый возраст». Кто выходит на сцену, когда премьерами и балеринами в театрах становятся артисты, годящиеся по годам во внуки? Разве что Майя Плисецкая вспоминается. Но пусть видно уже, что скелет не так гибок, как в молодости, – Эк и Лагуна остаются потрясающими артистами, от которых не оторвать глаз. Первая одноактовка –«Память», что они исполняют вдвоем, – монолог мужчины, женщина которого явно ушла раньше него. Она вроде бы вот здесь, проходит вдоль задника, к ней можно протянуть руку и коснуться – но касаешься ты только воспоминания. И ты помнишь, как она скакала козочкой, нелепо выставляя стопы, и как отважно рассекала пространство, и как создавала ежедневный уют  а ее нет уже, больше не будет. Людям свойственно заговаривать свой страх, и в «Памяти» мы увидели проговоренный страх Матса Эка. А во второй одноактовке (исполненной после того, как пара из Мариинского театра, Олеся Новикова и Александр Сергеев  те самые «творческие внуки», вполне достойные своих «предков», – исполнила дуэт «В сторону Лебедя» на музыку Леонида Десятникова в хореографии Алексея Мирошниченко) вместе с Лагуной на сцене уже был не Эк, а Иван Аузели. Танцовщик, в молодости не раз танцевавший в балетах Эка, продолжает работать с ним – и теперь колет на сцене дрова.

Ну да, буквально: под всем знакомого тягучего Альбинони берет натуральные полешки из кучи, ставит по одному, размахивается, бьет топором. Идет за следующим. Женщину этот процесс тревожит – мужчина кажется слишком увлеченным процессом, и она старается его отвлечь, пританцовывая, жестикулируя, ластясь и гневаясь. Сравнивать танец с рубкой дров – удивительно, но «Топор» – безусловно, притча о работе хореографа. Ну или о любой работе, которой увлечен мужчина вообще, – если тебе нужно сделать то-то и то-то, а любимая раздражается по этому поводу, у нее на тебя другие планы. Эк смешлив, как в юности, и так же радикален; Лагуна все так же может влить бездну лирики в раздраженный бытовой жест. И то, что «Дягилев. P. S.» закончился именно этим вечером – безусловно, правильно: спектакли Эка – о том, что главное остается, когда меняются обстоятельства и годы. Остается любовь. Так и фест останется – потому что он весь – тоже про любовь. К людям, к танцу, к Петербургу, которому директор феста Наталья Метелица каждый год привозит великих артистов.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»