Оттенки трагического События

Оттенки трагического

Валерий Гергиев и Даниил Трифонов в «Мариинке-3»

После совместного выступления на открытии Московского концертного зала «Зарядье» Валерий Гергиев и Даниил Трифонов встретились снова – на этот раз в Петербурге, открыв новый, 13-й сезон Концертного зала «Мариинский-3».

Трифонов, накануне впечатляюще отыгравший сольную программу – костяк ее составили «Пестрые листки» Шумана, Восьмая Прокофьева и Восемнадцатая соната Бетховена, – на следующий день выступил с оркестром Мариинского театра в Пятом фортепианном концерте Бетховена, дополнив его двумя бисами.

Для петербургской публики это был подарок: Трифонов находится сейчас на пике формы, и каждое его исполнение превращается в «переоткрытие», переинтонирование, а то и в «пересоздание» хорошо знакомой музыки – такова природа его музыкантского слышания.

Но главным событием вечера стало исполнение Шестой «Трагической» симфонии Малера. Фанатичная убежденность, сосредоточенная устремленность к цели и одновременно обреченность трагического героя симфонии c недвусмысленной прямотой были выражены им уже в первой части – Allegro energico. Все дальнейшее логически развивало и углубляло исходную идею безнадежной, но упорной борьбы, идею трудного движения героя сквозь жизнь.

Симфонии Малера получаются у Гергиева довольно убедительно. А Шестая, видимо, задевает какие-то особенно важные струны в его душе. Невозможно отделаться от мысли, что он частично отождествляет себя с героем симфонии – с тем, однако, отличием, что герой терпит поражение и гибнет в борьбе с судьбой – эта концовка Гергиеву как личности определенно чужда. Что, впрочем, не помешало ему в финале довести сгущенный трагизм музыки симфонии до такого мощного апофеоза, что удары гигантского молота – удары судьбы – казалось, сотрясли основы мироздания.

Гергиев выбрал для исполнения вторую, промежуточную редакцию симфонии: ту, в которой Анданте стоит в цикле на втором месте, а Скерцо – на третьем. Можно понять этот выбор в том смысле, что дирижеру было важно убрать лирическую, медитативную прослойку Анданте между жутковатым маршеобразным Скерцо и финалом.

Драматические перипетии симфонии подавались и проводились Гергиевым с неукротимой волей и исступленностью, вполне корреспондируя с содержанием самой музыки. Слов нет, исполнение захватывало не на шутку: подчеркивая неумолимую остинатность ритма, Гергиев, как умелый кочегар, постоянно подбрасывал в костер слушательского внимания все новые и новые «поленья».

Тем не менее я бы не отнесла это исполнение Шестой симфонии к самым удачным в исполнительской карьере Гергиева. Бывало, что форма целого выстраивалась у него более убедительно. И дело было даже не в том, что медь периодически сбоила, «деревяшки» тоже вступали не всегда идеально, а звучание струнной группы казалось интонационно не выровненным. В конце концов, о технических мелочах забываешь, когда исполнение по-настоящему потрясает. Но в тот вечер потрясения не случилось; если начать разбираться, почему – то приходишь к неожиданному выводу: дирижер слишком увлекся нагнетанием однообразного остинатного ритма в первой и третьей частях, никак не дифференцируя это мерное движение динамическими оттенками. Это привело к темброво-динамической монотонии.

В сущности, отчего зависит строительство формы в крупных постромантических сочинениях? Прежде всего – от умения дирижера дифференцировать кульминации по силе, высоте и интенсивности, от умения выстраивать гряду кульминаций, пики которых различаются по степени пологости и градуированы по динамике. А в исполнении Гергиева в тот вечер кульминации почти не различались: это приводило к ровному динамическому гулу. Получилось слишком много энергического форте и маловато перепадов звучности, и это порой утомляло.

Но все равно, в целом, впечатление от концерта осталось позитивное; Шестая симфония пролетела на одном дыхании, и некоторая динамическая монотонность исполнения удивительным образом не снижала увлекательность самого процесса музицирования. А по окончании все находящиеся в зале – и публика, и музыканты оркестра – почувствовали, что только что пережили нечто значительное. Нечто такое, что выбивает нас из серой череды будней. Возвышающий трагизм симфонии, транслируемый посредством медиума-Гергиева, достиг в тот вечер своего адресата.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии