Песни любви и смерти События

Песни любви и смерти

С 29 ноября по 6 декабря 2019 года в Екатеринбурге пройдет V  Международный музыкальный фестиваль «Евразия», организованный Свердловской филармонией при поддержке губернатора Свердловской области. Проект задуман как диалог культур Восточной и Западной цивилизаций.

Не случайно и место проведения – Екатеринбург, расположенный на границе двух частей света. В рамках фестиваля свое искусство представят музыканты из России, Франции, Германии, Великобритании, Грузии. Фестивальная программа этого года носит название «Песни любви и смерти». Художественный руководитель фестиваля, главный дирижер Уральского академического филармонического оркестра Дмитрий Лисс оценивает ее как музыку для самого взыскательного слушателя: «В этом году программа фестиваля выстроена вокруг имени выдающегося французского композитора ХХ века Оливье Мессиана. Мы делаем акцент на коммуникации Востока и Запада, на энергообмене, обмене идеями музыкальными, философскими, и в этом смысле фигура Мессиана самая очевидная. Он был католиком, церковным ученым, но одновременно и ученым-орнитологом: записывал нотами пение птиц в разных странах и включал их «голоса» в свои произведения. Глубокая религиозность не мешала ему интересоваться другими философскими системами, погружаться в восточную философию, интересоваться индийской и индонезийской музыкальной культурой. Его музыка завораживающе красива, и в то же время она подчинена невероятно сложным математическим законам, которые он создал для себя сам».

Фестивальной премьерой станет первое в России полное исполнение «Триптиха о Тристане» Оливье Мессиана. Самую знаменитую часть сочинения, симфонию «Турангалила», автор называл «индийским вариантом» «Тристана и Изольды», где экзотические образы Востока переплетаются с легендами Европы. «Турангалила» крайне редко звучит в России и меломанам знакома в основном по записям. Исполнение требует грандиозного оркестрового состава, большого количества редких ударных, электромузыкального инструмента «волны Мартено». Специально для исполнения симфонии «Турангалила» волны Мартено будут привезены из Франции. Солистом в концерте выступит французский исполнитель Пьер-Лоран Эмар. Пианист не первый раз участвует в фестивале – на «Евразии»-2017 публика с восторгом принимала его исполнение музыки Баха и Дебюсси. Фигура Эмара в составе участников премьеры не случайна: достаточно долгое время он дружил с композитором, учился у его жены Ивонн Лорио в Парижской консерватории. В 16 лет Эмар победил на конкурсе пианистов имени Мессиана, а впоследствии записал все произведения композитора. На сегодняшний день его интерпретации музыки Мессиана считаются эталонными. «Турангалила» прозвучит не только на фестивале в Екатеринбурге – зимой 2020 года Уральский филармонический оркестр представит ее на сценах «Зарядья» и Мариинского театра. Партию волн Мартено в этих концертах исполнит профессор Парижской консерватории Натали Форже.

Еще две части грандиозного сочинения Мессиана прозвучат на фестивале в исполнении Марии Остроуховой и Александра Шайкина (первая часть триптиха, вокальный цикл «Ярави» с подзаголовком «Песнь Любви и Смерти», являющийся своеобразной идеологической квинтэссенцией всего фестиваля) и Симфонического хора Свердловской филармонии («Пять песнопений»). Сочинения композитора также включены в необычную программу фортепианного дуэта Андреаса Грау и Гётца Шумахера. Их игру будет сопровождать захватывающая видеопроекция, автором которой является один из самых востребованных на сегодняшний день создателей видеороликов к классической музыке – немецкий кинорежиссер и композитор Штефан Бёме.

Кроме встречи с произведениями Оливье Мессиана фестивальную публику ждут и другие музыкальные открытия. «Пять песен на слова Пабло Неруды» для меццо-сопрано с оркестром Питера Либерсона, которые прозвучат впервые в России, ярко демонстрируют взаимопроникновение культур – сочинение американского композитора на стихи чилийского поэта. Автор предпочел сохранить испанский язык стихов, но в музыке латиноамериканское влияние ограничено экономным включением маракасов и гитары. Знаковой российской премьерой станет кантата крупнейшего современного немецкого композитора Ханса Вернера Хенце «Плот “Медузы”», долгое время запрещенная к исполнению. Свое произведение, посвященное памяти Эрнесто Че Гевары, Хенце писал под впечатлением от студенческих волнений 1968 года. Премьера кантаты в декабре того же года сорвалась, превратившись в политическую демонстрацию, а сам «Плот “Медузы”» стал таким же символом своего времени, как когда-то «Весна священная» Стравинского.

«Это произведение соотносится с темой фестиваля. Кантата написана по знаменитой картине, она посвящена человеку, стоящему перед лицом смерти. У этого произведения очень скандальная история, в том числе и отказ от исполнения по политическим соображениям. Но сейчас оно вновь возвращается на сцены европейских театров. В своем сочинении Хенце задействовал экзотические музыкальные инструменты, которых в России просто нет. Поэтому на открытии фестиваля к нашему оркестру присоединятся немецкие музыканты, которые будут играть на этих инструментах», – рассказывает Дмитрий Лисс.

Под управлением Дмитрия Лисса «Плот “Медузы”» представят Уральский филармонический оркестр, Симфонический хор Свердловской филармонии, солисты Хольгер Фальк (баритон), Сара Вегенер (сопрано) и чтец Владимир Огнев. Партии гобоя д’амур, гекельфона, кларнета контр­альто, басовой трубы и вагнеровской тубы исполнят артисты Бохумского симфонического и Дортмундского филармонического оркестров.

Среди участников фестиваля «Евразия» – дирижеры Оливер Зеффман, Дмитрий Синьковский, Андрей Петренко, певица Юлия Лежнева (сопрано), ансамбль барочной музыки La Voce Strumentale, ансамбль «Мдзлевари» (Грузия), Российский национальный оркестр и Михаил Плетнёв, виолончелистка из Великобритании Лора ван дер Хейден, Симфонический хор Свердловской филармонии, Уральский молодежный симфонический оркестр. Главный коллектив фестиваля – УАФО под руководством Дмитрия Лисса.

«Фестиваль «Евразия» имеет мощную внутреннюю концепцию и содержание, он позволяет услышать образцы музыки, какие редко услышишь в сезонах, – говорит первый заместитель директора Свердловской филармонии Рустем Хасанов. – Фестиваль уже стал брендом – к нам приезжают исполнители с мировой известностью. И что важно, они потом возвращаются, потому что доверяют нам, видят в нас серьезных партнеров. Многие произведения, которые представляют на фестивале коллективы Свердловской филармонии, звучат в России впервые – и мы гордимся, что у нас есть для этого творческие силы. Помимо основной, фестиваль предполагает и обширную офф-программу. Творческие встречи, автограф-сессии, знакомство с экзотическими музыкальными инструментами, неформальное общение с композиторами и исполнителями, выставка работ екатеринбургских художников на темы, созвучные фестивалю. Наконец, символ фестиваля – наш фирменный черемуховый пирог, который гости с радостью увозят с собой в разные страны».

В 2019 году впервые в рамках фестиваля состоится деловая программа: запланировано проведение международного симпозиума с участием руководителей крупных европейских и азиатских концертных агентств, интендантов известных концертных залов, продюсеров, импресарио. Тема симпозиума – «Знакомство с мировым опытом функционирования и организации деятельности крупных (свыше 1,5 тысяч мест) филармонических концертных залов».

А был ли «сольник»? События

А был ли «сольник»?

В Большом зале консерватории впервые выступила Асмик Григорян, но не одна

Впередсмотрящие События

Впередсмотрящие

В Москве гала-концертом завершился Четвертый фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку»

Взрослые игры События

Взрослые игры

Во флорентийском театре Maggio Musicale предложили публике новую версию диптиха на вечную тему о любви и предательстве

Спеть хором на вечной мерзлоте События

Спеть хором на вечной мерзлоте

С 26 октября по 4 ноября в Академической капелле Петербурга прошли традиционные «Невские хоровые ассамблеи»