По следам «Общества закрытых исполнений» События

По следам «Общества закрытых исполнений»

Традиционный «Европейский концерт» Берлинского филармонического оркестра планировался в Тель-­Авиве – как часть большого турне коллектива и как важная страница израильского визита Франка-­Вальтера Штайнмайера, Федерального президента ФРГ. И турне, и визит отменились, но концерт под управлением Кирилла Петренко ­все-таки состоялся: в пустом зале Берлинской филармонии оркестр представил уже вторую за два месяца программу, историческую во всех отношениях.

Одиннадцатого марта стало известно, что в Берлине на несколько недель вперед отменены все массовые мероприятия (в Москве концерты и спектакли шли еще в течение недели). В голову не вмещалось, что такое возможно в одной из музыкальных столиц мира: возникало абсурдное желание оказаться в Берлине хоть на час – увидеть краем глаза пустые площади, обычно полные людей. Сегодня фото- и видеосъемки опустевших улиц привык рассматривать весь мир, но два месяца назад поверить в подобное было трудно. Последний на тот момент полноценный концерт дали как раз «берлинские филармоники»: программу, запланированную на 12 марта, оркестр сыграл без изменений, но и без слушателей.

На своих мониторах меломаны с изумлением наблюдали за тем, как под управлением сэра Саймона Рэттла оркестр исполняет Симфонию Берио (при участии ансамбля «Новые солисты Штутгарта») и Концерт для оркестра Бартока в пустом зале. Интересно было, сыграет ли оркестр на бис: после зажигательного финала Концерта для оркестра это ­просто-таки напрашивается, но какой возможен бис, если никто не аплодирует? В тишине оркестр удалился со сцены, возвестив о новых временах: в ближайшие дни концерты и спектакли отменились по всему миру, а сайты театров и филармоний стали выкладывать для просмотра лучшее из своих архивов. Дирижерам пришлось временно менять амплуа: так, в разных выпусках проекта Hope@Home скрипача Дэниэла Хоупа появлялись Саймон Рэттл, Владимир Юровский, Кристиан Тилеман – Рэттл играл на фортепиано, Юровский аккомпанировал Хоупу и читал фрагменты дневников Прокофьева, Тилеман ограничился ролью чтеца.

И все же нам довелось увидеть Кирилла Петренко за пультом: отменилась уже целая череда важнейших музыкальных событий, но не традиционный первомайский концерт «берлинских филармоников». Приуроченный ко дню рождения оркестра, он ежегодно проходит с 1991 года в лучших залах мира; среди участников «Европейских концертов» – дирижеры Клаудио Аббадо, Даниэль Баренбойм, Бернард Хайтинк, Зубин Мета, Марис Янсонс, Пьер Булез, Риккардо Мути, Пааво Ярви, пианисты Михаил Плетнёв, Эмануэль Акс, скрипачи Леонидас Кавакос, Гил Шахам, не говоря уже о великолепном созвездии певцов. «Европейский концерт» принимали и в российских столицах – в 1996 году в Санкт-­Петербурге, в 2008-м в Москве.

Лишь дважды за предыдущие годы он проходил в Берлинской филармонии, в родном зале оркестра, и теперь вынужденно прошел здесь в третий раз. Тридцатый «Европейский концерт» стал и самым удивительным: в пустом зале, без публики и аплодисментов, один из лучших оркестров мира выступил как камерный ансамбль, в составе полутора десятков музыкантов, строго соблюдавших социальную дистанцию. Вначале короткую речь произнес Франк-­Вальтер Штайнмайер. Программа была составлена только из сочинений ХХ века с присущими дирижеру и оркестру изысканностью и разнообразием: Пярт, Лигети, Барбер, Малер.

У троих композиторов в нынешнем году – круглые или полукруглые даты (85 лет Пярту, 110 и 160 со дня рождения Барбера и Малера соответственно), хотя едва ли Петренко руководствовался именно этим. Каждое произведение в теперешнем контексте было как бы крупнее себя самого, неизбежно обрастая новыми смыслами. Открывшая программу Fratres Пярта в версии для струнных и ударных звучала не только антитезой эффектным оперным увертюрам, открывавшим добрую половину «Европейских концертов», но и мучительным, повторяющимся по кругу вопросом без ответа – о точке, к которой подошел сегодня мир. Пятнадцать оркестрантов на сцене плюс один на балконе создавали мощный плотный саунд: закрыв глаза, можно было представить себе и оркестр большего состава.

В той же степени «музыкой о нашем времени» оказались и Ramifications Лигети в версии для двенадцати струнных, из которых половина настроена на четверть тона выше другой. По замыслу Лигети такой состав должен создавать впечатление неверной настройки, но музыка рождала иное ощущение: чувство неуловимости мгновения, столь острое сегодня, когда время течет в непривычном темпе – и быстрее, и медленнее обычного. Звучание струнных было совсем другим, нежели в сочинении Пярта, – разреженным, бесплотным, и неожиданно обрело мощь лишь к финалу. Каждый из номеров отделения длился не более десяти минут, в том числе Адажио для струнных Барбера. В год 75-летия окончания Второй мировой вой­ны место сочинения в программе было особенно ясным, но помимо привычных интонаций – траурных, поминальных – добавились и другие, вопросительные, тревожные.

После антракта исполнили Четвертую симфонию Малера в обработке Эрвина Штайна для сопрано и ансамбля. Подготовленная в 1921 году для основанного Шёнбергом «Общества закрытых музыкальных исполнений» (то есть концертов для очень узкой аудитории) и обнаруженная лишь в 1990-м, эта версия играется сравнительно часто, хотя новые редакции Четвертой появляются и сегодня. Уже в пору карантина, 31 марта, исполнение Аланом Гилбертом Четвертой симфонии в варианте Штайна транслировалось из Стокгольма, теперь ее представил Петренко. Это редкий образец переложения, не потерявшего духа оригинала (даже когда фисгармония и два рояля заменяют чуть не половину оркестра), хотя в иных кульминациях Петренко явно обращался к воображаемому полному составу. Тем более чутко, словно отвечая за всю свою группу каждый, реагировали на жесты дирижера первый скрипач Дайсин Касимото, гобоист Альбрехт Майер, флейтист Эммануэль Паю или любой другой. В финальной части «Мы вкушаем небесные радости» к ним присоединилась Кристиана Карг – без участия солистки мирового класса этот концерт обойтись не мог. Необыкновенный во всех отношениях, с крайне меланхоличной программой, он все же закончился нотой надежды.

Berliner Philharmoniker. Kirill Petrenko Peter Tchaikovsky. Symphony No. 6 Berliner Philharmoniker Recordings CD

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии