Пора, красавица, проснись! События

Пора, красавица, проснись!

В новом спектакле Гоголь-центра Анна Абалихина и Иван Естегнеев препарируют известный сказочный сюжет

Творческий дуэт Анны Абалихиной и Ивана Естегнеева сложился в 2008 году. За прошедшее десятилетие они успели поучаствовать в нескольких престижных танцевальных лабораториях, создать проекты для American Dance Festival и Atelier de Paris Каролин Карлсон. Их междисциплинарный спектакль «Жилая комната» долгое время шел в репертуаре Центра имени Вс. Мейерхольда. На этот раз хореографы обратились к «Спящей красавице» – сюжету, многократно пересказанному в литературе, музыке и кино.

«Спящая красавица» – мейнстрим. Это богато иллюстрированная детская книжка сказок Шарля Перро. Это фея Сирени и ее балетные туфли из партитуры Чайковского. Это навязчивая мелодия «Once Upon a Dream» из диснеевского мультфильма, чередующаяся с «гнусавым» переводом. Как справиться со всеми этими напластованиями? Как не заигрываться в «радость узнавания»? Как создать что-то самодостаточное на этом поле? Абалихина и Естегнеев не побоялись. Языком современного танца они рассказывают незамысловатую историю, которая постепенно разрастается (в прямом смысле этого слова!) до космических масштабов.

Спектакль продуман до мельчайших подробностей: выверен по структуре, сбалансирован музыкально и визуально. В «Спящей красавице» Абалихиной и Естегнеева есть либретто. Самое настоящее либретто, созданное в соавторстве с модным драматургом Валерием Печейкиным, – три акта с апофеозом. Нарратив в contemporary dance? Заигрывание с традиционной балетной структурой? Вполне. Каждый из трех актов происходит на территории сновидений: первый акт – сон Мужчины, второй – Женщины, в третьем – в сон погружаются оба героя. В танцевальном отношении каждый акт конструируется единым образом: от пантомимы через contemporary dance к мультижанровости, где танец Абалихиной и Естегнеева спаян с видео Анны Титовец (Intektra) и музыкой Алексея Наджарова. Последний создает настоящий звуковой лабиринт, используя сэмплы из музыки «Спящей красавицы» Чайковского. (Все-таки «радость узнавания» неизбежна.) Как настоящий алхимик, Наджаров смешивает сэмплы, то закольцовывая, то сжимая или расширяя их.

О чем же новый проект Абалихиной и Естегнеева? О том, что сказки про принцев и принцесс читают только в детстве, а реальная жизнь – не место для них. В ожидании «пробуждения» своего тела и эмоций, современные мужчины и женщины проживают жизнь, словно волшебный сон. Но в какой-то момент происходит высвобождение – потаенная и тщательно скрываемая мускульная энергия вырывается наружу… Сталкивая реальное и ирреальное, балансируя между сном и явью, иронизируя над собой и окружающей действительностью, «Спящая красавица» Абалихиной и Естегнеева воспринимается как важное событие на территории современного танца. Важно понять:  это не линейная история и не деконструкция символа – это ключ к понимаю тебя и всего того, что находится вокруг.

«Ринальдо» без волшебника События

«Ринальдо» без волшебника

В Московской филармонии прошло концертное исполнение оперы Генделя

Во славу коллектива События

Во славу коллектива

В Екатеринбурге станцевали «Вальпургиеву ночь» Джорджа Баланчина

Произвол судьбы События

Произвол судьбы

Самым запоминающимся образом новой пермской «Лючии ди Ламмермур», которую поставил Константинос Контокристос, друг афинской молодости Теодора Курентзиса, стало огромное зеркало, придуманное московским сценографом Тимофеем Рябушинским.

Новая опера в сердце старой Европы События

Новая опера в сердце старой Европы

Главные оперные новинки этого сезона показали на Opera Forward Festival в Голландской национальной опере