Приглашаю тебя в мой мир Тема номера

Приглашаю тебя в мой мир

Концерты летнего абонемента Госоркестра россии имени Светланова предложили три варианта мироустройства

Прежде Владимир Юровский для летнего абонемента с Госоркестром заранее выбирал тему – Шекспир, Прометей, 70-летие окончания Второй мировой войны – и предлагал ее масштабное исследование и осмысление. Нынче тема не была заявлена, но проявилась волей судеб. «Истории с оркестром» – плоть от плоти просветительских абонементов Геннадия Рождественского, 16 июня покинувшего этот мир. Цикл посвятили его памяти, и хотя программы концертов были сверстаны намного раньше, они напоминали «Мозаику» Рождественского, каждая из них могла быть придумана и сыграна великим маэстро. В меньшей мере – последняя, представленная Василием Петренко, главным приглашенным дирижером ГАСО. В большей – программа Владимира Юровского: Мусоргский в оркестровках Эдисона Денисова и Юрия Буцко (среди работ Геннадия Николаевича есть оркестровка «Женитьбы»), сопоставление Бриттена и Шостаковича – все это выдает в худруке Госоркестра наследника Рождественского, сознательно, с чувством гордости и ответственности несущего подхваченное знамя.

Символично, что свою последнюю историю с оркестром Рождественский рассказал именно в рамках абонемента ГАСО год назад. Символична и реплика, процитированная Михаилом Юровским: «Приглашаю тебя в мой мир» – этими словами Геннадий Николаевич некогда пригласил его стать ассистентом. Такое приглашение получали немногие. Разовым пропуском в мир маэстро служил билет на его концерт, где дирижер всякий раз с наслаждением и гордостью приглашал публику обозреть один из уголков своей бесконечной вселенной. Подобное приглашение прилагалось и к билетам летнего абонемента, где публику ждали три разных мира: уютный, полный то светлых, то пронзительных воспоминаний мир Михаила Юровского; тревожный, протестующий, переполненный думами и конфликтами мир Владимира Юровского; жизнерадостный и понятный мир Василия Петренко.

Одиннадцатая симфония «1905 год» – сюжетная, кинематографичная, эффектная – в интерпретации Юровского и ГАСО прозвучала ошеломляюще и стала кульминацией всего абонемента

Юровский-старший взял на себя роль связующего звена между поколениями. Рассказывал он в манере Рождественского – расположившись в кресле, неспешно зачитывая заранее заготовленный текст. Ему было что сказать не только о почившем наставнике, но и о Прокофьеве с Шостаковичем, которых он встречал в доме отца, и о Рахманинове, с которым он связан через одно рукопожатие. Найдись у него общие знакомые с Моцартом, и это показалось бы не слишком удивительным. Параллель «Прокофьев – Моцарт» будто пришла в программу из последнего филармонического абонемента Рождественского «Моцарт и…» Абсолютно в его духе Михаил Юровский назначил эпиграфом к каждому сочинению название романса Рахманинова «Здесь хорошо», произнесенное с разной интонацией. Роскошная оркестровая сюита «Летняя ночь», составленная Прокофьевым из музыки к «Дуэнье», прозвучала буквально высказыванием от первого лица и подтвердила тезис – здесь хорошо и точка.

Михаил Юровский

Воплощая восторженный дух мотета Моцарта «Exsultate, jubilate» – «здесь хорошо!» – оркестр перестарался по части восклицательного знака, не перестроившись с громоздкой прокофьевской фактуры на моцартовский лад. Заодно с оркестром была и Ольга Перетятько. И наче у нее прозвучали романсы Рахманинова, в которых певица вскрыла оперно-драматический потенциал. Если «Вокализ» и «Здесь хорошо» уводили в лирическую сферу (с предписанным дирижером интонационным многоточием), то романс «Не пой, красавица» показался мощной драматической сценой – что-то сродни Пуччини или Верди, c экспозицией, драматическим развитием, кульминацией и катарсисом.

Девятой симфонией Шостаковича Рождественский два года назад завершал свой юбилейный концерт в Большом театре. В интерпретации Юровского, не хуже старшего коллеги понимающего ее подтексты, симфония вышла менее угловатой, без фирменной для Рождественского фиги в кармане. Зато с превосходными соло деревянных духовых (кларнет – Михаил Безносов, фагот – Михаил Урман).

Владимир Юровский провел последние месяцы в орбите Мусоргского (в июне он выпустил премьеру «Бориса Годунова» в первой редакции на сцене Опера Бастий с режиссером Иво ван Хове), ставшего одним из главных героев его программы. В этом концерте слово существовало на равных с музыкой, в первом отделении звуча порой даже значительней. Как всегда тонкие, энциклопедически полные наблюдения о личности и музыкальном стиле молодого Мусоргского были едва ли не содержательней его ранних произведений в оркестровках Буцко («Страстный экспромт», Соната для фортепиано в 4 руки), а решение вопроса о принадлежности Крыма, найденное Юровским в миниатюре «На Южном берегу Крыма», поразило своей очевидностью. Действительно, музыка там не русская, и не украинская, а восточная; только вот вряд ли пейзажная зарисовка, выполненная по всем канонам «русской музыки о востоке», может служить аргументом в споре современных держав.

В первом концерте оркестровки романсов Рахманинова – авторская, Владимира Юровского-старшего и Михаила Юровского – визуализировали мысль о связи поколений. Оркестровки Мусоргского предлагали разные возможности работы с исходным текстом. Самый радикальный – Эдисон Денисов (вокальный цикл «Без солнца» исполнил большой мастер Николай Диденко), самый верный букве – Буцко, а духу – Шостакович. Сыграв «Рассвет на Москве-реке» в версии последнего, Юровский неожиданно заявил о необходимости новой оркестровки «Хованщины» и о готовности ее исполнить, если найдется талантливый автор.

Работа над «Борисом Годуновым», новые размышления об отношениях народа и власти сделали Юровского не менее красноречивым «певцом угнетенных», чем Мусоргский и Шостакович (которые сами теперь занимают почетное место в дирижерском списке угнетенных). Представляя Одиннадцатую симфонию Шостаковича, он выбрал в качестве эпиграфа малоизвестную пьесу Бриттена «Русские похороны», буквально переносящую на улицы революционного Санкт-Петербурга благодаря уличному звучанию духовых с ударными и цитированию песни «Вы жертвою пали». Юровский не только обладает редким даром выстраивать такие сопоставления, но и не повторяется в приемах. На этот раз зрители получили тексты и мелодии революционных песен, использованных Шостаковичем в симфонии, и с подачи дирижера сами затянули «Вы жертвою пали».

«А теперь о футболе», – примирительно пообещал Юровский (в те минуты как раз начинался матч четвертьфинала Бразилия – Бельгия). Но и история Шостаковича – футбольного болельщика в письмах к Гликману обернулась разговором о том же, просто эзоповым языком. Им композитор привык говорить и в письмах, и в музыке. Одиннадцатая симфония «1905 год» – сюжетная, кинематографичная, эффектная – в интерпретации Юровского и ГАСО прозвучала ошеломляюще и стала кульминацией всего абонемента. Она – олицетворение того сложного конфликтного мира, погрузиться в который нам так часто предлагает Юровский и в котором так манит обещание катарсиса, что приходишь в него вновь и вновь.

Василий Петренко

Тем разительнее был контраст центрального и финального концертов. Шеф Ливерпульского филармонического оркестра Василий Петренко выбрал интонацию полушутливую. Но если в речах обаяние Петренко не могло заменить глубины, к какой приучил свою публику Юровский, то в музыке сыграло важную роль – придало свежесть и непосредственность звучанию «Ромео и Джульетты» Чайковского (сыгранной, впрочем, не слишком убедительно и как будто недостаточно отрепетированной) и до некоторой степени украсило Скрипичный концерт Корнгольда, который не спасали ни рассказы о голливудской киномузыке, ни аккуратная игра Акико Суванаи, ни даже то, что играла она на скрипке Яши Хейфеца – предположительно, той самой, на которой легендарный скрипач исполнил премьеру концерта.

Петренко – абсолютная противоположность худруку абонемента: у Юровского появление музыки Корнгольда (которую он играл в абонементе «Война и мир») в программе немыслимо без контекста, а для Петренко ее незатейливая эффектность вполне может служить оправданием самой себе. Эффектной партитуре «Петрушки» Стравинского оправдания не требуется, и яркая манера Петренко здесь пришлась как нельзя кстати, а оркестр с блеском продемонстрировал все то, чего достиг в освоении музыки трудного русского гения за последние годы.

«Мелодия» нашей жизни Тема номера

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Книга за семью печатями Тема номера

Книга за семью печатями

На Крещенском фестивале в «Новой Опере» исполнили российскую премьеру музыкального апокалипсиса

Кто боится дюшановского колеса? Тема номера

Кто боится дюшановского колеса?

К десятилетию ансамбля N’Caged

Время молодых Тема номера

Время молодых

В «Новой Опере» прошли премьерные показы проекта «Война и мир. Наташа и Андрей»