Продолжая жизни бег События

Продолжая жизни бег

На исторической сцене Большого театра прошел юбилейный гала-концерт «Екатерине Максимовой посвящается». 1 февраля великой танцовщице исполнилось бы 80 лет

Сияние глаз, лучезарность танца, эталон академического московского стиля. Эти эпитеты могут стать лишь штрихами к портрету Екатерины Максимовой. Максимова – крупный план золотого века Большого театра. Гордость нации.

Когда-то опытный глаз профессионала сразу же узрел ее редкую гармоничность сложения для балета и рафинированную лепку ног. Максимова была рождена для танца. И судьба благоволила ее балеринской карьере. Она училась у знаменитой Елизаветы Гердт, а в театре репетировала с великой Галиной Улановой. Базисными осями ее биографии и судьбой стали Большой театр и семейный дуэт с великим танцовщиком XX века Владимиром Васильевым.

Во взглядах и суждениях, в отношении к профессии Максимова была максималисткой. Техника ее была безупречна, междустрочие танца вдохновенно, обаяние беспредельно, а путь метаморфоз – от сказочной принцессы до глубокой трагикомической актрисы –   интригующ. Ее искусство магнетизировало континенты. И называли ее везде нежно и просто, как свою сверстницу, Катя. Излучаемый свет ее танца делал жизнь радостнее и светлее. «Бремя» своего таланта Максимова несла с чародейской легкостью и достоинством патрицианки, стоически перенося тяжелые травмы, превратности и удары судьбы.

Репутация Максимовой была уникальной: ее искренне любили, никто о ней ни при жизни, ни после не сказал ни единого плохого слова (свидетельства завистников и склочников не в счет). И в подтверждение тому в Большом на гала-концерт, посвященный Максимовой, собралась элита столичной интеллигенции, вся балетная Москва – разные поколения балетоманов и артистов, среди которых приятно было увидеть партнеров Максимовой.

Владимир Васильев организовал теплый непафосный вечер. Отрывки постановок самого Васильева, фрагменты спектаклей репертуара Максимовой и номера современных авторов режиссерски виртуозно и логично были украшены видеопроекциями и кинозаписями танцующей Максимовой, а также лирическими живописными видеополотнами Васильева на заднике сцены. Ксения Алфёрова и Егор Бероев между номерами зачитывали строки автобиографической книги Максимовой «Мадам “Нет”», что уместно связывало все эпизоды концерта в портретную концепцию героини вечера.

Притягательным центром гала стал неувядающий кинотанец Балерины. Танец Максимовой непревзойден и ничуть не устарел, более того, такого уникального комплекса мастерства, харизмы и физической формы сегодня не сыщешь. Кадры ностальгически переносили публику в славные времена Большого. В фильмах-балетах Александр Белинский запечатлел дивный дар максимовского перевоплощения, показав навсегда запоминающиеся крупные планы Балерины в «Анюте» и «Галатее», сравнимые по глубине воздействия со взглядом Вивьен Ли в ее знаменитых фильмах.

Васильев для участия в концерте привлек учениц Максимовой (и даже тех, кто уже фактически завершил балетную карьеру). Солисты нового поколения Большого, гости из Санкт-Петербурга, Берлина, Казани, Челябинска, Киева, также принявшие участие в вечере, танцевали на подъеме.

Сюита из I акта балета «Дон Кихот».  Евгения Образцова– Китри и Артемий Беляков –Базиль

  В первом акте из «Дон Кихота» в перекомпоновке Владимира Васильева  вышли сразу две пары солистов – Евгения Образцова и Маргарита Шрайнер (Китри) и Артемий Беляков и Вячеслав Лопатин (Базили). Вместе с кордебалетом им удалось создать праздничность атмосферы ликующего танца и азарта.

«Вальс-фантазия». Кристина Кретова, Владислав Лантратов, Марианна Рыжкина

Хореография Васильева была представлена несколькими номерами: «Фрагменты одной биографии» на музыку Пьяццоллы исполнили Кристина Кретова и Иван Алексеев, «Вальс-фантазию» Глинки представили Владислав Лантратов и пять учениц Максимовой – Марианна Рыжкина, Наталья Балахничева, Татьяна Предеина, Анна Никулина и Кристина Кретова, в «Элегии» Рахманинова выступили Элиза Карийо Кабрера и Михаил Канискин, «Балладу» Шопена станцевали Владислав Лантратов и Дарья Хохлова (за роялем – темпераментная Екатерина Мечетина). Первый номер – мечта-фантазия о рае на другом конце земли, второй – лирическое приношение педагогу, третий – оммаж возлюбленной (художник и муза), четвертый – видение памяти.

Лики любви были отанцованы и в опусах других хореографов.  Эмоционально открыто, что редкость для петербургской сцены, солисты Мариинского театра Екатерина Кондаурова и Роман Беляков исполнили известный дуэт из «Парка» Анжлена Прельжокажа на музыку Моцарта со знаменитым затяжным поцелуем, летящим над вечностью. Номер «Весна, лето, осень, зима» Раду Поклитару на музыку Александра Раскатова в интерпретации Елены Салтыковой и Артема Шошина прозвучал иллюстративной метафорой совместного пути двоих, переживших горе и радости жизненных вех. Дмитрий Гуданов с Татьяной Предеиной представил свое сочинение «Леда и Лебедь» как  фантазию на тему сладкой грезы. Драматично был исполнен Ольгой Смирновой и Дэвидом Холбергом дуэт Татьяны и Онегина из третьего акта балета Джона Крэнко «Онегин». К сожалению, в России никто не видел этот балет с участием Екатерины Максимовой, исполнявшей его только за рубежом.

Сцена «На катке» из балета Гаврилина-Васильева «Анюта» венчала вечер. При всей миловидности и балетном профессионализме Нины Капцовой (Анюта) все-таки взгляд фокусировался на Екатерине Максимовой, и нельзя было оторваться от нее, исполнявшей синхронно на экране эту же роль. Ее манера танца, ее выразительные правдивые глаза, богатство чувств, красота и высота душевного посыла пробивали «броню» кинопленки.  Балерина такого таланта от Бога – штучное явление. Квадратно-гнездовым способом такие не выращиваются и не воспроизводятся.

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь События

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь

В Казани отпраздновали двойной юбилей Александра Сладковского

Самые точные слова События

Самые точные слова

Как откликнулся на юбилей Десятникова столичный театр

Под звуки застольной События

Под звуки застольной

Хроника третьего тура Конкурса молодых оперных исполнителей имени Шаляпина

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего События

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего

На фестивале «Музыка сибирских историй» прозвучали произведения, посвященные региону