Профессионалы vs любители Конкурсы

Профессионалы vs любители

Завершился II Международный фестиваль вокального искусства «Тембр».

Проект придуман московским певцом, ведущим солистом Москонцерта Ильей Ушуллу для поддержки и продвижения молодых певцов. Пока общество раздумывает, как дать дорогу молодым, Илья, сам только перешедший 30-летний рубеж, активно внедрился в этот процесс. «Цель фестиваля-конкурса – помогать молодым певцам быть услышанными. Пока удается проводить “Тембр” абсолютно бесплатно для участников. А ведь не секрет, что на многих конкурсах берется вступительный взнос за то, чтобы человек приехал, спел 1-2 номера и уехал обратно».

Здесь идея иная. Конкурс проводится по двум номинациям: «Сольное академическое пение» и «Сольный эстрадный вокал»; каждая – в двух категориях: «Профессионалы» и «Любители». Год назад заявок на участие поступило 42, и география сразу оказалась обширной: Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Украина, Россия, Италия. Помогают соцсети и интернет. В этом году количество заявок увеличилось больше чем в 2 раза. Их было прислано 96 из 35 различных городов России, Италии, Испании, Армении, Киргизии, Украины.

По словам Ильи Ушуллу, среди участников преобладали профессиональные академические певцы – ведь для них очень важно проявить себя на настоящей сцене.

Фестиваль проходил в несколько этапов. Вначале собирались видеозаписи, потом делался отбор, и счастливчиков уже приглашали в Москву, на очное прослушивание (второй тур), проходившее в Государственном музее А.С.Пушкина. Там же состоялся финал – гала-концерт и церемония награждения победителей.

«Моя задача была сделать честный конкурс. Некоторые знакомые певцы, принявшие участие и ничего не получившие, даже слегка обиделись. Но для нас главным критерием оставалось качество пения. Всем премии дать нельзя, иначе исчезнет состязательность», – поделился Илья Ушуллу, возглавлявший оба жюри.

Гала-концерт, проходивший в День народного единства, стал вдвойне праздничным. Звучали эстрадные композиции и золотой репертуар вокальной классики, любители соревновались с профессионалами и иногда даже давали им «фору». Гран-при конкурса завоевала меццо Анна Шайтанова, солистка Детского музыкального театра имени Н.И.Сац, взяв знаменитую и очень показательную для меццо арию Далилы из оперы «Самсон и Далила» Сен-Санса. Прекрасная школа и красивый голос принесли еще одну награду артистке в номинации «Лучший тембр».

Анна Шайтанова

Яркое впечатление оставило выступление певицы Полины Гараевой (лауреат I степени в номинации «Сольное академическое пение» в категории «Профессионалы»), выпускницы Центра оперного пения Галины Вишневской. Она также получила спецприз от Фонда развития творческих инициатив – приглашение выступить в одной из программ Камерного хора Московской консерватории. Полина участвовала в конкурсе и в прошлом году, и тогда получила только диплом.

Полина Гараева

И вот год спустя – долгожданное первое место, полученное благодаря эффектно исполненной Хабанере из «Кармен» Бизе. Вот что значит правильно подобранный репертуар! Запомнилось выступление Андрея Формазова (лауреат III степени в номинации «Сольное академическое пение»), лихо перевоплотившегося в пройдоху Фигаро в Каватине из «Севильского цирюльника» Россини.

Порадовали в этом году и участники в категории «Любители». В арии Ксеркса из одноименной оперы Генделя блеснул Андрей Попов (лауреат I степени в номинации «Сольное академическое пение») – профессиональный программист в банке, он показал совсем не любительское пение и насыщенный, индивидуально окрашенный тембр голоса. Он также получил спецприз от Межрегионального Шаляпинского центра.

Участники могли петь не только оперную классику, но и фольклор, и романсы. Победительница в номинации «любителей» в эстраде Людмила Рожкова выступила с авторским произведением под названием «Деревенская песня» на стихи Бродского. У певицы свой персональный стиль: бардовская манера под гитару, но в стилистике ощущается смесь фолка, современной поп-эстрады и элементов рока.

Людмила Рожкова

«Мне на всех фестивалях говорили, что я – не формат», – призналась Людмила. Но в этом конкурсе индивидуальность – главное: Рожкову заметили еще на отборочном туре, и член жюри писатель Дмитрий Дарин позвал на фестиваль «Осиянная Русь».

Жумабай Токтошев, лауреат II степени в номинации «Сольный эстрадный вокал», сделал ставку на национальный репертуар: у него выразительно прозвучала киргизская народная песня «Иду к тебе». Проникновенно исполнила песню Новикова «Эх, дороги» Татьяна Таланова (лауреат III степени в номинации «Сольный эстрадный вокал»).

«Тембр» – это фестиваль-конкурс, и кроме состязания певцам предлагается поучиться, неформально пообщаться с мастерами сцены. Такие мастер-классы состоялись в Концертном зале «Дома Рахманинова», где с конкурсантами работали Илья Ушуллу, а также члены жюри в номинации «Академическое пение» – солистка Московского театра «Новая Опера» Елена Терентьева, дирижер и художественный руководитель оперного театра «Сити Опера» Владимир Яцкевич. Конкурсанты получили полную свободу выбора и могли показать любую арию благодаря опытному пианисту-концертмейстеру Сергею Семенову. Этот формат – новинка для «Тембра» и эксперимент для «Дома Рахманинова», раньше в подобных акциях не участвовавшего. Но и организаторы, и участники остались довольны результатом, а в завершении дня публике презентовали музыкальную видеопрограмму «Магический тенор. Триумф и трагедия Йозефа Шмидта», которую провел член Московского музыкального общества, исследователь жизни и творчества певца Леонид Флейдерман.

Отзвучали овации, но «Тембр» остается в контакте со своими лауреатами. Илья Ушуллу считает самым главным это постконкурсное продвижение: он приглашает певцов в свой цикл «Музыка для всех», проходящий в ЦДРИ, в различные московские проекты, такие как заседание Общественного клуба «Театрал», состоявшегося на сцене Культурного центра «Москвич». И уже думает о проведении III фестиваля-конкурса «Тембр», о его расширении и насыщении новыми идеями.

Служба концертмейстера трудна, и на первый взгляд, как будто не видна… Конкурсы

Служба концертмейстера трудна, и на первый взгляд, как будто не видна…

В Москве завершился Конкурс Хиблы Герзмава, и включение в программу состязания концертмейстеров на равных с вокалистами сделало это событие без преувеличения уникальным в мировом масштабе.

Елизавета Грунина: Узнаю через музыку разные жанры и эпохи Конкурсы

Елизавета Грунина: Узнаю через музыку разные жанры и эпохи

Ева Плакун: Чудо, что на «Щелкунчике» мне подарили скрипку Конкурсы

Ева Плакун: Чудо, что на «Щелкунчике» мне подарили скрипку

Искренность, смелость и настойчивость Конкурсы

Искренность, смелость и настойчивость

Итоги XXIII телевизионного конкурса «Щелкунчик»