ПРОЩАНИЕ С ФРАНКО ДЗЕФФИРЕЛЛИ И  СИЯНИЕ ЗВЕЗД ПОД ЗВЕЗДАМИ В АРЕНА ДИ ВЕРОНА События

ПРОЩАНИЕ С ФРАНКО ДЗЕФФИРЕЛЛИ И  СИЯНИЕ ЗВЕЗД ПОД ЗВЕЗДАМИ В АРЕНА ДИ ВЕРОНА

Arena Opera Festival -2019

Меломану в Италии летом – сущее раздолье. Можно заполнить два месяца, кружа по многочисленным, разбросанным здесь и там музыкальным фестивалям, следуя за любимыми певцами или в поисках популярных или же вовсе неизвестных названий.

Непререкаемым и самым мощным лидером в этом виде летнего времяпровождения остается фестиваль в «Арена ди Верона». «Большой трактир народов», как часто называют город Ромео и Джульетты, предлагает туристический пакет, который не утрачивает своей соблазнительности: поклон балкону Джульетты (пристроенному в девятнадцатом веке), поездка на катере по красивейшему озеру Гарда, дегустация вкусных местных блюд и прославленных вин. В заключние – «пора нам в оперу скорей», и вот вы сидите на древних раскаленных ступенях римского амфитеатра (необходимо захватить подушку), созерцая единственное в мире зрелище и внимая часто очень неплохому пению.

ПОСЛЕДНЯЯ «ТРАВИАТА» ФРАНКО ДЗЕФФИРЕЛЛИ

Обстоятельство, что накануне премьеры Травиаты Верона была охвачена лихорадочным волненим, не нуждается в объяснениях. Постановка была доверена ныне уже отошедшему в область легенды флорентийскому режиссеру Франко Дзеффирелли, напоминаем, 1923 года рождения. Таково было желание интенданта Арена ди Верона, знаменитой сопрано Чечилии Газдии, уроженки города шекспировских героев. За последние двадцать лет ни один фестиваль не обходился без постановок Дзеффирелли, был даже один год, когда афиша была целиком составлена из его спектаклей. На подмостках Арены Мэтр поставил Кармен, Аиду, Трубадура, Мадам Баттерфляй, Дон Жуана, Турандот. Все они принадлежали к излюбленному им стилю kolossal и демонстрировали одни и те же черты: огромная и громоздкая сценография, перегруженность детялями, преувеличенный натурализм, участие грандиозных хоровых масс, а также статистов и танцовщиков, задача коротых заключалась в передвижениея и маршировках слева-направо и справа-налево, певцы, предоставленные самим себе, часто использовавшие устарешую жестикуляцию. Дзеффироелли всегда яростно выступал против новых тенденций в том, что касается оперной режиссуры,  и его колоритные высказывания в адрес представителей Regie Theater  порой были справедливы, а порой забавны.

Не нужно было быть пророком, чтобы предсказать, какой будет новенькая Травиата. Секрет в слове «новенькая»: она попросту не могла быть таковой. Дзеффирелли посвятил очень любимой им вердиевской опере шестьдесят лет жизни, и в его архиве было множество рисунков и эскизов. Сценография не сколько была создана, сколько «составлена», подобно пазлу, и можно только подивиться искусству и терпению работников веронских мастерских, построивших огромную и сложную декорацию.

Не могла быть Травиата-2019 новенькой и с режиссерской точки зрения. Мэтру было 96 лет, и состояние здоровья не позволяло ему приезжать в Верону и хоть за чем-нибудь следить лично. Постановку осуществил Стефано Треспиди, опытный возобновитель спектаклей и заместитель директора Арена ди Верона. Кстати, его имя в афише не было упомянуто, что, по мненнию автора, является несправделивостью.

Но тут случилось непредвиденное. За несколько дней до премьеры уважаемый Мэтр покинул этот мир. Многих охватило чувство скорби, сопровождаемое восхищением грандиозностью личности флорентийского Мастера: как ни устарело его искусство и взгляды на оперный театр, все же они составили эпоху. Лихорадочное волнение в Вероне усилилось. И вот, наконец,  долгожданный вечер 22 июня: последняя «Травиата» Франко Дзеффиреллли, итог всех его «Травиат», вышла на публику.

Ничего сенсационного не произошло: публике предложили зрелище в полном «дзеффиреллиевском» стиле: на фоне трогательной Прелюдии по сцене двигался похоронный кортеж Виолетты. При бодрых звуках Интродукции  занавес взвился, и мы увидели  на сцене  огромную декорацию в стиле Второй Империи, нечто вроде кукольного дома, обставленного с немыслимой роскошью. На первом «этаже» размещалась гостиная Виолетты, на втором – ее будуар. Как всегда, спектакль был крайне перенаселен, и хотя сюжет не провоцировал на использование животных, так и тянуло определить его фразой «смешались в кучу кони, люди». Мизансцены вряд ли можно было счесть таковыми, в их рисунке не было ничего оригинального, строились они по письменным указаниям Дзеффирелли, но без его присутствия.

Весьма странным был выбор исполнителей на две главные роли, Виолетты и Альфреда. Каждый из нас ждет, что Виолетта будет «красива какой-то особой, прозрачной красотой», по выражению Ханса Галя, то есть что в роли героини мы увидим певицу и актрису незабываемую. Но к этой категории польское сопрано Александра Курзак совсем не принадлежала. Крепкого вокала недостаточно для такого особенного образа, в котором Верди воспел красоту женской души и ее способность к самопожерствованию. От пения Курзак осталось впечатление, что Виолетта не ее роль, и что в других партиях она смогла бы показаться в гораздо более выгодном свете. Крепкий центр соседствовал с «белым» верхним регистром, тембр никак нельзя было назвать запоминающимся.  Партию Альфреда молодой тенор Павел Петров пел нежно и аккуратно, без особого темперамента, но корректно, однако порой его не было слышно. Ветеран Лео Нуччи (родившийся в 1942 году) в партии Жермона смог дать урок образцовой интерпретации, но никак не вокального искусства, что вполне естественно. Вулканический Даниэль Орен, за его плечами которого пятьсот (!) спектаклей в стенах этого древнего амфитеатра, остался верен себе и провел вердиевскую оперу в галопирующих темпах.

СКОЛЬКО ЛЕТ ПЛАСИДО ДОМИНГО?

Ныне уже не подлежит сомнению, что Пласидо Доминго настоящий феномен. Согласно официальным данным, он родился в 1941 году. Два итальянских шутника, специалисты по вокальному искусству, Энрико Стинкелли и Микеле Суоццо, которые каждый день в 13 часов ведут передачу, посвященную опере, по третьему каналу итальянского радио, часто утверждают, что никто не знает настоящей даты рождения Пласидо. Когда два года назад великий тенор выступил в гала-концерте, посвященному искусству сарсуэлы, он пел так горячо, так захватывающе, что кое-кто выразил уверенность, что не обошлось без play back. Однако факт не подтвердился, Доминго и ныне в свои официальные 78 лет находится в прекрасной вокальной форме, хотя предпочитает выступать в баритоновом репертуаре,  в то время теноровая природа его голоса очевидна даже непосвященным.

В начале августа Арена ди Верона зарегистрировала sold out: более тринадцати тысяч зрителей пришли на встречу с обожаемым артистом, который праздновал пятидесятилетие своего дебюта в древнеримском амфитеатре (он состоялся в 1969 году). Доминго не подвел, превосходно выступил в оперном коллаже, который был составлен из фрагментов и целых актов Набукко, Макбета и Симона Бокканегры, явив в полной мере свое неоспоримое артистическое величие и подарив слушателям моменты настоящего счастья, которое люди испытывают, когда артист не щадит себя и поет, максимально вкладывая в пение свою душу.

Рядом с Пласидо выступили отличные вокалисты: сопрано Анна Пироцци во фрагментах партий Абигайль, Леди Макбет и Амелии-Марии, не слишком харизматичная, но обладающая воистину «стенобитным» драматическим сопрано с колоратурой, нет такой партии в итальянском репертуаре, которая бы ей не покорилась; мексиканский тенор Артуро Чакон-Круц во фрагментах партий Измаила, Макдуффа и Габриэле Адорно, обладатель красивого, звонкого и блестящего тенора и наделенный даром быть симпатичным на сцене, и менее удачно — хорватский бас Марко Мимица во фрагментах партий Захарии и Фиеско.

Какую бы сценическую форму не предложили режиссеры Арены подобному зрелищу, оно было бы подвергнуто критике. Стефано Треспиди взял на себя тяжелую ношу — «аранжировать» этот вердиевский коллаж с участием легендарного тенора, и результат в целом получился приемлемый, хотя и не блистающий оригинальностью. Для трех частей были выбраны три сценические формы: в ораториальном «Набукко» публика увидела живописные группы и робкие намеки на мизансцены, в «Макбете» вполне гармоничное соединение «ночной» сцены сомнамбулизма с батальными сценами с колыханием разноцветных знамен, в «Симоне Бокканегре» красочную историческую фреску.

Превосходно, как всегда, пел хор Арена ди Верона, подготовленный Вито Ломбарди, и немало прекрасных минут подарил стоящий за пультом каталонский дирижер Жорди Бернасер, динамичный и поэтический. В заключение на ступенях Арена зажглись огни, составтвшие надпись «Placido Domingo – 50», и в честь великого тенора в небо взлетел праздничный салют.

ОТ ВЕЧНОЙ АИДЫ ДО СТИЛЬНОГО ТРУБАДУРА, ПЫЛЬНОЙ КАРМЕН И ЭФФЕКТНОЙ ТОСКИ

Аида – подлинный бренд Арена ди Верона, именно ею в далеком 1913 году стартовал фестиваль, задуманный великим тенором Джованни Дзенателло. С тех пор вердиевская опера знала много постановок, и все же все из них, удачные, средние и попросту чудовищные, пережила Аида в постановке Джанфранко Де Бозио, который вдохновлялся материалами, сохранившимися от первой постановки 1913 года. Это в высшей степени традиционный спектакль с пышными декорациями, полным набором египетских элементов, костюмами, которые идут только обладателям стройных фигур и отличной хореографией Сюзанны Эгри. Когда в Аиде «попадается» хороший состав певцов, неспешное зрелище в старинном духе функционирует и способно доставить большое удовольствие. Так произошло в текущем году: на сцену Арены ди Верона вышли шесть выдающихся вокалистов, обладателей шикарных, иначе не скажешь, голосов: Анна Пироцци – Аида, Анна Мария Кьюри – Амнерис, Мурат Карахан – Радамес, Арматувшин Энхбат – Амонастро, Дмитрий Белосельский – Рамфис и Романо Даль Дзово – царь Египта. Они подарили счастливчикам, которым довелось присутствовать на спектаклях с их участием, подлинное наслаждение. За пультом стоял молодой, но уже довольно известный Иван Франческо Чампа, который достойно провел оперу и любовно поддержал певцов.

По случаю Трубадура в постановке опять же Франко Дзеффирелли в этом году возник настоящий ажиотаж, связанный с присутствием двух звезд  – Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова. В подлинно «ударных» спектаклях, вызвавших в огромном зрительном зале под открытым небом нечто роде счастливого безумия, пели также Лука Сальси (граф ди Луна), признанный лучшим вердиевским баритоном наших дней, и Долора Заджик, ныне уже «историческая» и все еще великолепная Азучена. В отличие от «новенькой» Травиаты, старый Трубадур того же Дзеффирелли отлично функционировал: в этой постановке Мэтр откровенно признал сказочную природу итальянской мелодрамы, создал красивейшие декорации (всегдашний эффект произвел сияющий золотом интерьер готического собора, скрытый в одной из башен), задействовал пару белых лошадей и испанский балет. Анна Нетребко пела превосходно, ее исполнение партии Леоноры всеми было признано образцовым, в то время как Юсиф Эйвазов увлек зрителей тонким проникновением в стиль музыки и способностью передать ее героический дух.

Кармен в постановке знаменитого аргентинского режиссера и сценографа Уго Де Аны (премьера прошлого года), не смогла взлететь и в нынешнем году. Сменившая олеографически-наивную постановку Дзеффирелли с преувеличенно детальными декорациями, обилием «испанистых» элемеентов и участием симпатичных зверюшек, история свободолюбивой цыганки, перенесенная во времена диктатуры Франко, оказалась гораздо более вялой, чем ее старшая « сестра». Постановка Дзеффирелли была полна движения и цвета, новая Кармен предстала серой, пыльной и словно скомканной, большое количество участников толпилось на авансцене или выгороженном сценическом пространстве. Очень приличные певцы, Мурат Карахан в партии Дона Хозе и Рут Иньеста в роли Микаэлы, не смогли в полной мере «спасти» эту Кармен, в которой отсутствовала яркая исполнительница той, именем которой была названа опера. Певица из Узбекистана Ксения Дудникова, вызывала улыбку из-за отсутствия physique du role, sex appeal’a и недостатков в произношении, несмотря на наличие крепкого и красиво окрашенного голоса. В Кармен на подиему снова стоял Даниэль Орен, который на этот раз блеснул как темпераментом, так и проникновенным лиризмом.

Тоска в постановке того же Уго Де Аны «реабилитировала» аргентинского мастера, вклад которого успех оперного фестиваля в Арена ди Верона неоспорим. Постановка «с бородой» (премьера состоялась в далеком 2006 году и с тех пор периодически возобновлялась) ничуть не утратила присущей ей оригинальности и эффектности. На подмостках Арены Де Ана воздвиг наклонную панель, которая по ходу дела поражала «сюрпризами», вроде скрытой в ней камеры смертиников, а в центре поместил огромную голову Ангела, что сторожит верхнуюю площадку замка Сант-Анджело в Риме и две руки, одна из которых держала меч. Грандиозная сценография в сочетании с удачными режиссерскими находками, вроде падения картины Каварадосси в момент появления Скарпиа в первом действии производила незабываемое впечатление. Веристской трактовке пуччиниевского щедевра Де Ана препочел изысканную символистскую: в финале Каварадосси расстреливали на кресте, уподобляя художника таким образом Спасителю, а Тоска взбиралась на голову Ангела и там застывала в позе вознесшейся на небеса Мадонны.

Состав этой Тоски был вполне эффективным, но не лучшим: роль главной героини не вполне подошла испанской певице Сайоа Эрнандес, отлично выступившей недавно в труднейших партиях Джоконды в одноименной опере Понкьелли и Одабеллы в вердиевском Аттиле.   Дива и любимица королевы получилась мелкой, не столь ревнивой, сколь агрессивной, лихорадочно бегала со сцене и была озабочена явно неудобной для нее шлейфом.  Воистину необъятный голос Эрнандес преспокойно «покрыл» необъятное пространство Арены, но звучал сухо и остро. По счастью, певице удалось «реабилироваться» в арии «Vissi d’arte», где ее голос обрел большую мягкость и одухотворенность , а интерпретация была более тонкой.

В ролях Каварадосси и Скарпиа выступили два гиганта, как без всякого преувеличения их можно назвать, с физической точки зрения: Фабио Сартори и Амброджо Маэстри, первый, при отсутствии яркого тембра достойно справился с партией возлюбленного Тоски и даже бисировал хит «E lucean le stelle», для второго Скарпиа является одной из подходящих и привычных ему ролей, и тут сюрпризов не было. За пультом, как в Травиате и Кармен, стоял Даниэль Орен, вулканический темперамент которого подтолкнул его, как часто бывает, к порой слишком высоким темпам, однако в «ударных» сольных фрагментах ему удалось укротить себя и дать попеть как солистам, так и оркестровым группам.

ARENA FOREVER

Помимо пяти оперных названий и гала-концерта с  участием Пласидо Доминго, афиша нынешнего фестиваля порадовала еще двумя яркими событиями: традиционным вечером балета Roberto Bolle&Friends и исполнением популярной кантаты  Карла Орфа Carmina Burana. На красивейшей пьяцца Бра, центральной площади Вероны, уже висит огромная афиша фестиваля-2020. Похоже, Arena di Verona Opera Festival обрел некую формулу, которая доказала свою эффективность: несколько популярных оперных названий, три highlight, неповторимых события. В будущем году публика снова увидит Пласидо Доминго, Роберто Болле и его друзей, а Carmina Burana сменит Девятая симфония Бетховена. Билеты уже продаются, и реклама фестиваля ныне печатается и на русском языке, который часто звучит в стенах амфитеатра.

Похождения повесы в формате 3D События

Похождения повесы в формате 3D

Театр Станиславского и Немировича-Данченко представил премьеру оперы Стравинского – совместную продукцию с фестивалем в Экс-ан-Провансе и Национальной оперой Нидерландов

Смычок и скальпель События

Смычок и скальпель

Чуть начался московский концертный сезон, а на голову слушателя уже успели вылить несколько ушатов современной музыки.

«Мелодия» выпустила «Буковинские песни» Леонида Десятникова в исполнении Алексея Гориболя События

«Мелодия» выпустила «Буковинские песни» Леонида Десятникова в исполнении Алексея Гориболя

Дождь «Машине» не помеха События

Дождь «Машине» не помеха

Легендарная рок-группа «Машина времени» отметила свой полувековой юбилей концертом в Москве – ​он стал главным в туре под названием «50 лет».