Прошлись флэшмобом по Германии События

Прошлись флэшмобом по Германии

В Северной Рейн-Вестфалии завершились концерты Российско-немецкой музыкальной академии

В рамках этой культурной акции в Херфорде, Хамме и Падеборне прошли выступления  объединенного симфонического коллектива из 130 исполнителей. В его состав вошли артисты Уральского молодежного оркестра и Филармонического оркестра Северо-Западной Германии. Партнерами проекта выступили Международный культурный центр Свердловской филармонии и продюсерская компания «RCCR Projects GmbH». Концерты были организованы при поддержке культурного фонда Вестфален-Липпе и Общества друзей Российско-немецкой музыкальной Академии.

В каждом из трех городов смысловым акцентом программы оказывалась «Альпийская симфония» Рихарда Штрауса. В Херфорде – родном городе Филармонического оркестра Северо-Западной Германии – симфония дала старт совместному проекту, в Хамме – открыла знаменитый фестиваль «Музыкальное лето в Хамме», в Падеборне стала кульминацией всего симфонического сезона.

По словам директора компании «RCCR Projects GmbH» Татьяны Рексрот, проект получился уникальным: «Я работаю в сфере международных культурных контактов в течение 25 лет и ничего подобного не могу припомнить», – призналась она после первого концерта. – «Конечно, центральным является сочинение Штрауса, потому что даже в Германии таким составом оно играется, может быть, раз в пять лет».

Возглавил исполнение ведущий специалист по интерпретации творчества поздних немецких романтиков дирижер Франк Берман – обладатель престижных музыкальных премий Echo Klassik, Sony Classical, Excellentia Award. Маэстро был уже знаком с обоими оркестрами, вовлеченными в проект: с филармоническим оркестром Северо-Западной Германии он сотрудничает постоянно, а с Уральским молодежным симфоническим оркестром встречался на IV Симфоническом форуме России в Екатеринбурге в 2016 году и продолжил общение в мае 2019-го на репетициях в Екатеринбурге.

Работа с маэстро и коллегами, для которых немецкая музыка этого периода – основа репертуара, стала ценным профессиональным опытом для артистов Уральского молодежного оркестра. «Это было потрясающе! – говорит скрипач Леонид Орлов. – Франк Берман начал работу с размышлений о концепции произведения, и нам открылись смысловые глубины этой музыки». Для концертмейстера Уральского молодежного оркестра Ольги Федотьевой участие в проекте превратилось в международный экзамен. На концертах в Германии она заменила заболевшую коллегу и была назначена Франком Берманом «первой скрипкой» объединенного оркестра. «Я чувствовала необыкновенный подъем, воодушевление и уверенность, что могу вести за собой всех музыкантов и могу вдохновлять», – вспоминает она. Также скрипачка отмечает, с какой теплотой и вниманием относились к ней и другим уральцам немецкие коллеги.

В поле зрения Российско-немецкой академии оказалась и русская музыка. Погружаясь в национальную культуру страны-партнера, Уральский молодежный симфонический оркестр также стал участником крупного международного проекта «Русские сезоны», который в 2019 году проходит в Германии.

Юрий Фаворин

В рахманиновских «Вариациях на тему Паганини» сольную партию исполнил один из ведущих молодых российских пианистов Юрий Фаворин, с которым Уральский молодежный оркестр уже играл и продолжит сотрудничество в июле 2019 года на фестивале «Безумные дни» в Екатеринбурге. Кстати, для музыкантов Филармонического оркестра Северо-Западной Германии, занимающего второе место в стране по числу исполняемых в сезоне программ, погружение в рахманиновскую музыку состоялось впервые.

Произведение Ольги Викторовой «В пещере горного…», отсылающее к музыке Грига, стало знакомством с современным российским музыкальным искусством. В аннотации к сочинению автор пишет: «Связанная с героями сказочного подземного мира, эта пьеса наполнена танцевальными ритмами и движением. Мир подземный также может ассоциироваться с диким и динамичным миром ритуалов прошлого, в чем-то пугающих прямолинейной силой. Приблизить образы старинных героев, населяющих и охраняющих таинственные недры гор, помогают элементы музыкального театра». Не только артисты Уральского молодежного оркестра, знакомые с авторским стилем Ольги Викторовой, но и их немецкие коллеги с большим энтузиазмом приняли это произведение. На концертах они устроили настоящий флешмоб: все музыканты встали и лишь при помощи голосов имитировали сакральные обряды северных народов – к обоюдной радости слушателей и автора, присутствовавшего на премьере.

Ольга Викторова

Преамбулой к каждому концерту служил рассказ Франка Бермана о культурной жизни уральской столицы, о Свердловской филармонии, ее коллективах и проектах. В Хамме вступительное слово произнес обер-бургомистр Томас Хунстегер-Петерман. Он проводил параллели между Северной Рейн-Вестфалией и Свердловской областью, говорил о сотрудничестве двух промышленных регионов, которые многое объединяет, невзирая на политические сложности. «Мы должны обязательно продолжать все наши культурные связи, потому что это – основа человеческих отношений», – подчеркнул он.

Продолжение последует очень скоро – в июле 2019 года в Екатеринбурге вновь откроется Летняя оркестровая академия, идеи которой созвучны российско-немецкому проекту. Помимо профессиональной деятельности, молодых музыкантов разных стран, проходящих школу мастерства в Екатеринбурге, ждет «внеклассная» программа, которая позволит им лучше узнать друг друга, а также получить представление о культуре и образе жизни Уральского региона, всегда открытого для международного культурного сотрудничества.

Так берегись любви моей События

Так берегись любви моей

В Москве отметили юбилей со дня премьеры «Кармен» Бизе

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы