Птица высокого полёта События

Птица высокого полёта

Не только конкурсом Чайковского единым жив нынче меломан. В 8000 км от Москвы, в Якутске, тоже кипит интересная музыкальная жизнь. Здесь с 28 июня по 3 июля прошёл I Международный конкурс молодых исполнителей «Розовая чайка».

Казалось бы – всего лишь очередной детский музыкальный конкурс. Но это совсем не так. Пять лет назад в Якутии по инициативе первого президента Республики Михаила Николаева началась реализация уникального проекта «Музыка для всех». Он  направлен на то, чтобы приобщить к музыкальной культуре не только учащихся специализированных школ, но абсолютно каждого ребёнка. Амбициозно? Да. Реально ли? Опыт Якутии подтверждает: более чем!

Итоги проекта подводятся на конгрессах «Музыка для всех», получивших статус международных. Организаторам удалось заинтересовать и привлечь к сотрудничеству ведущих деятелей музыкальной культуры не только из России, но и из Японии, США, Южной Кореи, Китая и Монголии. «Розовая чайка» проходила как раз в рамках III конгресса «От международных мастер-классов к международным конкурсам».

Ольга Харайбатова, руководитель проекта «Музыка для всех», пояснила: «В нашем конкурсе приняли участие музыканты от 7 лет до 21 года. Хотя самой юной участнице Лиле Нестеревой из Мегино-Кангаласского улуса, получившей премию “Надежда “Розовой чайки”, всего 5 лет. Конкурс проводится по четырём номинациям: фортепиано, скрипка, виолончель и – особое “лицо” конкурса – номинация “Музыка для всех”, в которой соревнуются сольные исполнители и коллективы, так сказать, непрофессионалы, порой самоучки. К примеру, рок-группа семьи Борисовых из Чурапчинского улуса – отец сам обучил музыке четырёх сыновей и играет с ними вместе. На конкурсе они исполняли Баха!»

А ещё на конкурс приехал целый оркестр детей-инвалидов с особенностями развития (некоторые из музыкантов аутисты, некоторые страдают болезнью Дауна) из Южной Кореи со своим руководителем и дирижёром Чон Су Чолем. В номинации «Музыка для всех» этот коллектив соревновался наравне со всеми и занял третье место!

Согласитесь, есть о чём задуматься. А может и перенести опыт Якутии на другие регионы нашей страны. Мы побеседовали с председателем жюри номинации «Музыка для всех» экс-президентом Всемирного общества музыкального образования, профессором Восточного университета Вашингтона (США) Шейлой Вудвард.

МЗ Прошёл лишь первый международный конкурс «Розовая чайка». Но можно ли сказать, что у него уже есть своё узнаваемое лицо среди других музыкальных детских конкурсов?

ШВ  Да, безусловно. И в этой индивидуальности главное – возвращение к своим корням, к своим традициям. У конкурса есть, если можно так выразиться, ярко выраженное этническое лицо. И при этом стремление к высокому качеству исполнения, уважение к музыке любого жанра. Мы наблюдали много детей всех возрастов, которые отлично играют. Ведь музыка – это то, что позволяет из обычных вещей делать удивительные.

МЗ Что бы Вы могли пожелать тем, кто не прошёл в финал?

ШВ  Музыка в первую очередь должна звучать в душе. И измеряется она не в конкурсах или соревнованиях, а в радости совместного, например, семейного творчества. Музыка – это подарок, которым мы делимся с другими.

Никонов Даниил, лауреат 1 премии в номинации «Виолончель»
(класс профессораВ.К.Тонха, ССМШ им. Гнесиных)

С г-жой Вудвард согласны и её коллеги из России. Председатель жюри виолончелистов преподаватель МГК им. Чайковского, лауреат многих международных конкурсов Александр Бузлов отметил:

АБ Уровень конкурсантов высокий. Я вообще с детьми много занимаюсь, даю мастер-классы, преподаю в консерватории. Мой контингент – юные музыканты 17-ти – 18-ти лет. Но талант зарождается в детстве и нужно его вовремя заметить. Ведь почему назвали конкурс «Розовая чайка»? Это птица в Красной книге. Это то, что нужно беречь. Талант тоже нужно беречь, развивать, а не давить, как, к сожалению, часто делают родители и педагоги вместо того, чтобы дать раскрыться индивидуальности.

МЗ Сегодня идут жаркие дискуссии на тему, нужны ли вообще детские конкурсы? Польза это или вред для начинающего музыканта?

АБ Я сам много раз принимал участие в конкурсах. Это, безусловно, преодоление себя. Ты учишься справляться с собственной психикой, с волнением. Но это и хорошая творческая школа. С теми же, кто считает, что конкурсы это зло, тоже можно отчасти согласиться: не все способны не сломаться. А в детстве это особенно легко. Думаю, что спор вокруг конкурсов будет продолжаться бесконечно.

МЗ Как бы Вы охарактеризовали «Розовую чайку» на фоне других детских музыкальных конкурсов?

АБ Всеобщее единение. До приезда в Якутию я не знал, что здесь существует такая общенациональная любовь к музыке. В дни конкурса буквально все жили музыкой, не только музыканты. Такая атмосфера творчества невероятная! И ещё хочу добавить: педагоги здесь замечательные. В своё время я учился у Бориса Исааковича Талалая. Великий человек! Его очень любили дети, кстати, он прилетал сюда на мастер-классы. Правда, он предпочитал работать со взрослыми музыкантами, но при этом как никто умел раскрыть талант ребенка. Педагог словно несёт фонарь в темноте. Но дорогу всё равно должен найти сам ученик. Нельзя всему научить. Нужно уметь учиться самостоятельно.

МЗ Как Вы оцениваете проект «Музыка для всех»?

А.Б.: Это очень интересно. Это замечательная идея: чтобы каждый ребёнок был приобщён к музыке. При том, что в последнее время шли разговоры чуть не о запрете занятий музыкой в общеобразовательных школах. Представляете? А здесь, наоборот, доказывают на практике: только с помощью музыки можно полноценно воспитать личность. Кстати, хочу пожелать всем тем, кто не получил первых премий: не унывать, глубже анализировать себя, стараться играть как можно больше не только одному своему педагогу, но и посещать как можно больше различных мастер-классов. А главное – смело идти дальше!

Своим мнением о конкурсе поделился и Владимир Суслов, председатель жюри пианистов заведующий фортепианным отделом ССМШ при Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова.

МЗ Ваше впечатление о первой «Розовой чайке»?

ВС Старт взят на достаточно большой высоте. Особенно я бы хотел отметить уровень музыкантов из отделённых мест Якутии. Просто удивительно! Членам жюри было из кого выбрать, и было о чём задуматься.

МЗ То есть уже можно сказать, что статус международного конкурс получил вполне заслуженно?

ВС Безусловно. Тем более, что продемонстрированы действительно очень высокие достижения. При этом в жюри наблюдалось полное единодушие, споров не было, обсуждение проходило на чрезвычайно объективном уровне. Именно с учётом международного статуса конкурса, музыканты оценивались по высшей пробе.

МЗ А Ваше отношение к конкурсам в целом? Нужны ли они для становления юного музыканта или, наоборот, вредны?

ВС Я бы сказал так: они и нужны, и вредны одновременно. Где-то 50-60 лет назад для музыкантов было всего лишь несколько конкурсов. Но лауреаты тех конкурсов в дальнейшем действительно становились крупнейшими музыкантами. Сейчас же, когда конкурсов сотни, если не тысячи, и, не побоюсь сказать, большинство из них проходит на любительском или полулюбительском уровне, путевку в жизнь они перестали давать. Что же касается конкурса «Розовая чайка», то он, на мой взгляд, необходим. При условии участия серьезного жюри и отбора конкурсантов из солидных учебных заведений.

МЗ А как же проект «Музыка для всех»? Вы говорите о солидных музыкальных учебных заведениях…

ВС «Музыка для всех» – это тот старт, который поднимет культуру нашей страны в целом. Это прекрасный проект, очень нужный и важный. Конечно же, в Якутии он будет иметь свои национальные особенности, свой национальный колорит. И это замечательно!

К сказанному остаётся только добавить, что следующий конкурс «Розовая чайка» намечен к проведению в 2021 году.

А значит, всё ещё только начинается!

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди