Птица высокого полёта События

Птица высокого полёта

Не только конкурсом Чайковского единым жив нынче меломан. В 8000 км от Москвы, в Якутске, тоже кипит интересная музыкальная жизнь. Здесь с 28 июня по 3 июля прошёл I Международный конкурс молодых исполнителей «Розовая чайка».

Казалось бы – всего лишь очередной детский музыкальный конкурс. Но это совсем не так. Пять лет назад в Якутии по инициативе первого президента Республики Михаила Николаева началась реализация уникального проекта «Музыка для всех». Он  направлен на то, чтобы приобщить к музыкальной культуре не только учащихся специализированных школ, но абсолютно каждого ребёнка. Амбициозно? Да. Реально ли? Опыт Якутии подтверждает: более чем!

Итоги проекта подводятся на конгрессах «Музыка для всех», получивших статус международных. Организаторам удалось заинтересовать и привлечь к сотрудничеству ведущих деятелей музыкальной культуры не только из России, но и из Японии, США, Южной Кореи, Китая и Монголии. «Розовая чайка» проходила как раз в рамках III конгресса «От международных мастер-классов к международным конкурсам».

Ольга Харайбатова, руководитель проекта «Музыка для всех», пояснила: «В нашем конкурсе приняли участие музыканты от 7 лет до 21 года. Хотя самой юной участнице Лиле Нестеревой из Мегино-Кангаласского улуса, получившей премию “Надежда “Розовой чайки”, всего 5 лет. Конкурс проводится по четырём номинациям: фортепиано, скрипка, виолончель и – особое “лицо” конкурса – номинация “Музыка для всех”, в которой соревнуются сольные исполнители и коллективы, так сказать, непрофессионалы, порой самоучки. К примеру, рок-группа семьи Борисовых из Чурапчинского улуса – отец сам обучил музыке четырёх сыновей и играет с ними вместе. На конкурсе они исполняли Баха!»

А ещё на конкурс приехал целый оркестр детей-инвалидов с особенностями развития (некоторые из музыкантов аутисты, некоторые страдают болезнью Дауна) из Южной Кореи со своим руководителем и дирижёром Чон Су Чолем. В номинации «Музыка для всех» этот коллектив соревновался наравне со всеми и занял третье место!

Согласитесь, есть о чём задуматься. А может и перенести опыт Якутии на другие регионы нашей страны. Мы побеседовали с председателем жюри номинации «Музыка для всех» экс-президентом Всемирного общества музыкального образования, профессором Восточного университета Вашингтона (США) Шейлой Вудвард.

МЗ Прошёл лишь первый международный конкурс «Розовая чайка». Но можно ли сказать, что у него уже есть своё узнаваемое лицо среди других музыкальных детских конкурсов?

ШВ  Да, безусловно. И в этой индивидуальности главное – возвращение к своим корням, к своим традициям. У конкурса есть, если можно так выразиться, ярко выраженное этническое лицо. И при этом стремление к высокому качеству исполнения, уважение к музыке любого жанра. Мы наблюдали много детей всех возрастов, которые отлично играют. Ведь музыка – это то, что позволяет из обычных вещей делать удивительные.

МЗ Что бы Вы могли пожелать тем, кто не прошёл в финал?

ШВ  Музыка в первую очередь должна звучать в душе. И измеряется она не в конкурсах или соревнованиях, а в радости совместного, например, семейного творчества. Музыка – это подарок, которым мы делимся с другими.

Никонов Даниил, лауреат 1 премии в номинации «Виолончель»
(класс профессораВ.К.Тонха, ССМШ им. Гнесиных)

С г-жой Вудвард согласны и её коллеги из России. Председатель жюри виолончелистов преподаватель МГК им. Чайковского, лауреат многих международных конкурсов Александр Бузлов отметил:

АБ Уровень конкурсантов высокий. Я вообще с детьми много занимаюсь, даю мастер-классы, преподаю в консерватории. Мой контингент – юные музыканты 17-ти – 18-ти лет. Но талант зарождается в детстве и нужно его вовремя заметить. Ведь почему назвали конкурс «Розовая чайка»? Это птица в Красной книге. Это то, что нужно беречь. Талант тоже нужно беречь, развивать, а не давить, как, к сожалению, часто делают родители и педагоги вместо того, чтобы дать раскрыться индивидуальности.

МЗ Сегодня идут жаркие дискуссии на тему, нужны ли вообще детские конкурсы? Польза это или вред для начинающего музыканта?

АБ Я сам много раз принимал участие в конкурсах. Это, безусловно, преодоление себя. Ты учишься справляться с собственной психикой, с волнением. Но это и хорошая творческая школа. С теми же, кто считает, что конкурсы это зло, тоже можно отчасти согласиться: не все способны не сломаться. А в детстве это особенно легко. Думаю, что спор вокруг конкурсов будет продолжаться бесконечно.

МЗ Как бы Вы охарактеризовали «Розовую чайку» на фоне других детских музыкальных конкурсов?

АБ Всеобщее единение. До приезда в Якутию я не знал, что здесь существует такая общенациональная любовь к музыке. В дни конкурса буквально все жили музыкой, не только музыканты. Такая атмосфера творчества невероятная! И ещё хочу добавить: педагоги здесь замечательные. В своё время я учился у Бориса Исааковича Талалая. Великий человек! Его очень любили дети, кстати, он прилетал сюда на мастер-классы. Правда, он предпочитал работать со взрослыми музыкантами, но при этом как никто умел раскрыть талант ребенка. Педагог словно несёт фонарь в темноте. Но дорогу всё равно должен найти сам ученик. Нельзя всему научить. Нужно уметь учиться самостоятельно.

МЗ Как Вы оцениваете проект «Музыка для всех»?

А.Б.: Это очень интересно. Это замечательная идея: чтобы каждый ребёнок был приобщён к музыке. При том, что в последнее время шли разговоры чуть не о запрете занятий музыкой в общеобразовательных школах. Представляете? А здесь, наоборот, доказывают на практике: только с помощью музыки можно полноценно воспитать личность. Кстати, хочу пожелать всем тем, кто не получил первых премий: не унывать, глубже анализировать себя, стараться играть как можно больше не только одному своему педагогу, но и посещать как можно больше различных мастер-классов. А главное – смело идти дальше!

Своим мнением о конкурсе поделился и Владимир Суслов, председатель жюри пианистов заведующий фортепианным отделом ССМШ при Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова.

МЗ Ваше впечатление о первой «Розовой чайке»?

ВС Старт взят на достаточно большой высоте. Особенно я бы хотел отметить уровень музыкантов из отделённых мест Якутии. Просто удивительно! Членам жюри было из кого выбрать, и было о чём задуматься.

МЗ То есть уже можно сказать, что статус международного конкурс получил вполне заслуженно?

ВС Безусловно. Тем более, что продемонстрированы действительно очень высокие достижения. При этом в жюри наблюдалось полное единодушие, споров не было, обсуждение проходило на чрезвычайно объективном уровне. Именно с учётом международного статуса конкурса, музыканты оценивались по высшей пробе.

МЗ А Ваше отношение к конкурсам в целом? Нужны ли они для становления юного музыканта или, наоборот, вредны?

ВС Я бы сказал так: они и нужны, и вредны одновременно. Где-то 50-60 лет назад для музыкантов было всего лишь несколько конкурсов. Но лауреаты тех конкурсов в дальнейшем действительно становились крупнейшими музыкантами. Сейчас же, когда конкурсов сотни, если не тысячи, и, не побоюсь сказать, большинство из них проходит на любительском или полулюбительском уровне, путевку в жизнь они перестали давать. Что же касается конкурса «Розовая чайка», то он, на мой взгляд, необходим. При условии участия серьезного жюри и отбора конкурсантов из солидных учебных заведений.

МЗ А как же проект «Музыка для всех»? Вы говорите о солидных музыкальных учебных заведениях…

ВС «Музыка для всех» – это тот старт, который поднимет культуру нашей страны в целом. Это прекрасный проект, очень нужный и важный. Конечно же, в Якутии он будет иметь свои национальные особенности, свой национальный колорит. И это замечательно!

К сказанному остаётся только добавить, что следующий конкурс «Розовая чайка» намечен к проведению в 2021 году.

А значит, всё ещё только начинается!

Соловей в кандалах События

Соловей в кандалах

В РНММ состоялась презентация книги «Алябьев и его романсы»

Новая музыка: быть или не быть? События

Новая музыка: быть или не быть?

В Шестом Санкт-Петербургском международном фестивале новой музыки reMusik.org приняли участие исполнители из России, Эстонии, Швейцарии, Франции, Испании

Танцы бесплотные и монументальные События

Танцы бесплотные и монументальные

В Монпелье завершился 39 фестиваль танца. По традиции смотр длился 15 дней. Показали 24 спектакля, из которых 13 – мировые и французские премьеры. В фестивале приняли участие 23 хореографа и 200 артистов из 9 стран.

Любовь останется События

Любовь останется

К 80-летию со дня рождения Валерия Гаврилина