Он был посвящен Антонио Сальери. Играли Петр Айду, Екатерина Державина, Елизавета Миллер, Илья Гофман, Дмитрий Прокофьев, Григорий Кротенко и ансамбль «L’Esprit du Vent».
Я долго думала, идти ли мне на этот концерт. Ведь в соседнем зале консерватории играли музыку Мосолова, звучащую не каждый день. Но пошла в итоге именно сюда. Потому что о Мосолове напишет вся музыкальная общественность, а этот концерт из цикла «Великие наставники прославленных учеников» – не факт, что осветят.
Речь идет о Сальери. И мое посещение можно рассматривать как благодарный «лайк» покойному Антонио. Потому что Сальери был талантливый и хороший. И не мрачно-злой, как многие думают, а любезный и доброжелательный. А «наше всё» (в смысле Пушкин) его оклеветал (как резонно заметили во вступительном слове к концерту).
И не только он. Вспомните фильм Милоша Формана, например, где Моцарт – не только «гуляка праздный», но вечно выпендривающийся подросток, хулиган. А Сальери всегда хмурит лоб. Но, вообще-то, это Моцарт завидовал Сальери, успешно и впереди Вольфганга Амадея занимавшему лакомые посты с хорошим жалованьем, которое и Моцарт хотел получать. А не наоборот. Это очевидно из моцартовских писем, которые он посылал отцу .
Кстати, среди многочисленных сальериевых учеников (с которыми он весьма толково (и часто бесплатно) занимался – Черни, Гуммель, Шуберт, и, на минуточку, Бетховен, Лист, Керубини. Все, кроме двух последних, были представлены на концерте в Рахманиновском зале, который назывался «Классный вечер». Программа редчайшая: где еще услышишь трепещущие плотоядным и задорным смехом Десять вариаций Бетховена на тему дуэта «La stessa, la stessissima» из оперы Сальери «Фальстаф»? Или десять наивно-трогательных вариаций очень юного Шуберта, подарившего их любимому наставнику? Или забавный септет Гуммеля, с его несколько трескучей надеждой «переромантизить» романтизм? Да вот же тут Шопен, приговаривали знатоки в зале. (В Гуммеле в числе других музицировал альтист Илья Гофман, с которым мы после этого подружились в Фейсбуке (организация, деятельность которой запрещена в РФ), чему я рада, потому что одним прекрасным музыкантом в моем мире стало больше).
А развеселая – но и упражняющая пальцы – Фантазия на тему песни из «Сомнамбулы» Беллини – в 6 рук? Неужели это тот самый Черни – гроза детей, зануда этюдов? (Посвящаю это текст замечательной Лизе Миллер, которая героически играла с температурой, обеспечив две руки из шести необходимых). И изящное трио самого героя дня для двух гобоев и фагота. Он (Сальери, а не фагот), как всем известно, любил «гулять быстрым шагом по улицам, полным народа. Маленькая баночка с засахаренными фруктами, в которую он частенько заглядывал, альбом и карандаш — это всё, что составляло его багаж в подобных случаях; он бежал с тростью в руке на охоту за музыкальными идеями, и как только ему удавалось ухватить что-то, он тут же останавливался, чтобы зафиксировать это на бумаге». Так и сочинил.
Играли, кстати, не на аутентичных инструментах. Хотя хотели на… Но не сложилось по техническим причинам.
Я бы могла еще много концептуального написать о зеленых концертных штанах Петра Айду, сиреневой рубашке Филиппа Ноделя или о, как всегда феноменальных, носках Гриши Кротенко (эти были с изображением мадонны Рафаэля). Но Гриша, обеспечивший в Гуммеле уютно и почти по-джазовому «бухающий» контрабас, мне строго запретил писать о носках и велел писать о музыке. Так что пишу о ней.
Кстати, это не первый вечер в честь Сальери. Роман Минц, один из основателей фестиваля камерной музыки «Возвращение», поведал, что «у нас был концерт учеников Сальери. В 2000 году». То есть на одном из ранних фестивалей. А в Екатеринбурге несколько лет назад поставили прекрасный балет по его «Вариациям на темы фолии». Так что процесс реабилитации несправедливо обиженного композитора на концертных и театральных сценах России понемногу идет. Медленно, но верно.