Рецепт успеха События

Рецепт успеха

В Театро Реал в Мадриде прошла премьерная серия оперы Доницетти «Любовный напиток»

В буклете заявлены три состава певцов – один другого краше. В мой день Дулькамару пел уругвайский баритон Эрвин Шротт, а Адину – изумительное американское сопрано Бренда Рай, открытие этого вечера, как, впрочем, и аргентинский тенор Хуан Франсиско Гатей – Неморино (в другом составе его пел мексиканец Хавьер Камарена).

В веселенькой постановке Дамиано Микьелетто (у нас в Большом идет его «Путешествие в Реймс») история развернулась не на ферме (как в оригинальном либретто), а на пляже. Сценограф Паоло Фантин сделал вполне узнаваемый современный курортный пейзаж с лежаками и зонтиками и баром «Аdina». Во время увертюры там наслаждается одиночеством пожилая супружеская пара: Он слушает радио, Она трогательно пытается сделать несколько гимнастических упражнений. Быть может – это Адина и Неморино сорок лет спустя?.. Но вот пляж стремительно наполняется отдыхающими, и супруги быстренько ретируются – подальше от суеты и скопления тел.

Молоденький уборщик – Неморино – тайком любуется Адиной, хозяйкой этого местечка, читающей модный журнальчик, где история Тристана и Изольды помещена в раздел светской хроники. Адина – местная пожирательница сердец, все мужчины спешат ей угодить, поделиться кремом для загара и сделать сэлфи. Бренда Рай лихо отыгрывает образ уверенной в себе стервы и с удовольствием отшивает капитана Белькоре.

Алессандро Луонго — Белькоре и Брэнда Рай — Адина

Итальянец Алессандро Луонго играет не разнузданного вояку, а «чертовски привлекательного» красавца-офицера, одетого в белоснежный китель. На его фоне Неморино – такой маленький человечек в духе героев Чаплина: нелепый, трогательный, которым все помыкают. Он по-детски пытается высказать свое обожание Адине, дарит ей плюшевого мишку, которого красотка безжалостно выкидывает в помойку – ей бы брюлики, а не детские игрушки. Эрвин Шротт – лекарь Дулькамара – типичный промоутер. Он приезжает на джипе в сопровождении эскорт-девушек и представляет своего героя не столько дешевым шарлатаном, впаривающим заведомую фальшивку (не любовный напиток, а «Бордо»), сколько виртуозом, сделавшим обман – искусством. Он не кривляется, а естественно существует в образе уверенного в себе мачо, «человека-праздника», внушающего окружающим мысль о своих безграничных способностях. Кроме эффектной внешности и актерского обаяния, Шротт прекрасно звучит и в кантилене, и в скороговорке, демонстрируя уверенное владение приемами итальянской оперы-буффа.

Эрвин Шротт — Дулькамара

Дулькамара снисходительно, как с местным дурачком, общается с Неморино, который хватается за его чудесный эликсир, как за соломинку. Он так верит в то, что спустя сутки Адина ответит ему взаимностью, что испытывает невероятный шок, когда слышит, что его любимая приняла решение немедленно выйти замуж за Белькоре. «Эликсир не успеет подействовать» – эта мысль ввергает героя в шок и приводит на грань безумия. Хуан Франсиско Гатей, обладатель приятного лирического тенора, стабилен в верхних нотах и разнообразен в нюансах. Психологически перемены настроений отыграны им очень здорово и достоверно. Режиссер сделал акцент не на гэги, а на трагикомедию, когда сквозь смех и комические ситуации прорываются настоящие человеческие страсти – отчаяние, ревность, задетое самолюбие, любовь. Внезапное наследство, делающее Неморино не только богатым, но и страшно притягательным для местных дамочек, очевидно, дается ему как искупление за все унижения от Белькоре, который избивает его, сыплет на голову мусор…

А что же Адина? Ее психотип – это типичная «собака на сене». Как только она видит, что Неморино стал любимцем женщин и купается в обожании (в буквальном смысле, так как во втором действии авансцену занимает надувной трехъярусный свадебный торт, основание которого – бассейн), – она желает немедленно вернуть утраченного поклонника. Бренда Рай в своей арии обольщает не только Неморино, но и всю публику – ее вкрадчивое пиано ловишь, затаив дыхание.

За дирижерским пультом оркестра Театро Реал был знаток этой музыки Джанлука Капуано. Миланский органист, хормейстер, дирижер, он – разносторонний и интересный музыкант. Москва знает его по концерту с Анн Халленберг и Musica Viva, состоявшемуся в феврале нынешнего года в КЗЧ. А поклонники продукции Зальцбургского фестиваля слышали его работу в «Альцине», с Чечилией Бартоли, в постановке того же Микьелетто.

В «Любовном напитке» действие на сцене порой так захватывало, что на дирижера не оставалось внимания: с другой стороны – это знак того, что у оркестра и певцов полный альянс, аккомпанемент тактичен и точен и не мешает наслаждаться вокалом. Отдельных слов заслуживает пианист, сопровождавший речитативы остроумными импровизациями с уместным вкраплением цитат из популярных классических сочинений (типа «К Элизе» и т.п.). В этот момент музыка становилась еще одним героем, вносящим свою «ложку юмора» в действие.

…После того, как Адина разорвала помолвку с Белькоре, лощеный капитан затосковал и решил скрасить разочарование с помощью горячительных напитков и не только. И тут же был разоблачен и схвачен полицией с овчарками под возгласы хора, славившего чудо-эликсир Дулькамары.

The English version of the article

В ногу со временем События

В ногу со временем

Рязанский русский народный хор имени Е.Г. Попова представил мировую премьеру сценической кантаты Рустама Сагдиева «Притча»

Летели качели События

Летели качели

«Новая драма» триумфально победила на Пермском краевом фестивале лучших спектаклей «Волшебная кулиса»

Искусство, приводящее в чувство События

Искусство, приводящее в чувство

В ноябре в Екатеринбурге прошел IX Международный фестиваль современного танца «На грани»

Не на небе – на земле События

Не на небе – на земле

Иван Васильев поставил «Конька-Горбунка» в Башкирском театре оперы и балета