Реквием Шнитке прозвучит в исполнении хора Минина

26.09.2019
Реквием Шнитке прозвучит в исполнении хора Минина

Московский камерный хор Владимира Минина дважды исполнит в Москве Реквием Альфреда Шнитке: 6 ноября в  Кафедральном Соборе на Малой Грузинской и 8 ноября в Рахманиновском зале Московской консерватории.

Культовая фигура советской академической музыки, создатель музыки для знаменитой «Сказки странствий» (реж. А. Митта), автор четырех опер, трех балетов, десяти симфоний и множества произведений вокальной, инструментальной и кино- музыки отметил бы в этом году своё 85-летие.

Шнитке — пожалуй, главный музыкальный визионер-классик второй половины XX века, превративший стилизацию в яркий творческий метод. Не боясь смешивать разные стили и жанры музыки, он создавал яркие звуковые полотна — полные образности и новизны. В его Реквиеме текст латинской заупокойной мессы соединился с музыкальным языком советского авангарда — одной из главных фигур которого, наряду с Эдисоном Денисовым и Софьей Губайдулиной, был автор.

Есть такое расхожее выражение — «с миру по нитке — музыка Шнитке». У него действительно много музыкальный аллюзий, смешение стилей, но всё это объединено в единую концепцию — философскую и музыкальную, — рассказывает дирижер Московского камерного хора Тимофей Гольберг. В этой концепции музыка барокко —  это образ идеального, но утраченного мира, диссонансы —   хаос мира сегодняшнего, а, например, танго —  звуковое воплощение гибели нравственности. Это очень «атмосферный» реквием, где много созерцательных и медитативных моментов.

В основу инструментальной части сочинения легла музыка фортепианного квинтета, над которым Шнитке начал работу в 1972 году. Превратить свой опус в полноценный вокальный «Реквием» автора сподвиг заказ от Театра имени Моссовета. Постановщики спектакля «Дон Карлос» хотели, чтобы «невидимая заупокойная месса» сопровождала всё действо и развивалась вместе с ним.

Премьера «Реквиема» состоялась в 1977 году в Будапеште. В родном отечестве  Шнитке практически не исполняли и даже премьера его Первой симфонии в Горьком (ныне — Нижний Новгород), состоявшаяся при деятельном участии Родиона Щедрина, была не очень успешной. Публика не поняла сочинение.

«…музыка из-за обилия необычных тембровых сочетаний упорно вызывала в моей голове ассоциации с выступлением авангардистского ансамбля. Эффектно звучали совместно тромбон и электрогитара в Tuba mirum, а в Dies irae оркестр совместно с хором произвел настоящую шумовую оргию» — рассказывал один из слушателей, присутствовавший на премьере сочинения.

Текст подготовлен пресс-службой Московского камерного хора Владимира Минина