Романс под брызги шампанского События

Романс под брызги шампанского

Хибла Герзмава выступила на международном музыкальном «Т Фестивале» камерной музыки в Новой Третьяковке

Первый «Т Фестиваль» с успехом прошел в прошлом году и предложил слушателям необычный формат: перед поздними вечерними концертами – шампанское, общение, а также возможность насладиться изобразительным искусством 20-30-х годов XX века, которое в изобилии представлено в Третьяковской галерее на Крымском валу. Но если год назад главный акцент был на том, чтó играют, то сейчас важнее – кто. «Мы постарались пригласить звезд мирового исполнительского искусства», – рассказал программный директор фестиваля, композитор Игорь Райхельсон.

Впрочем, программа тоже концептуально изменилась: уже не скажешь, что большая ее часть отведена музыке XX-го столетия, в афише появились произведения XVIII и XIX веков. Неизменным остается ключевая идея фестиваля – синтез музыки и изобразительного искусства в стенах одного из крупнейших  национальных музеев.

На концерте-открытии выступил 18-летний шведский скрипач Даниэль Лозакович – лауреат международных конкурсов, имеющий эксклюзивный контракт с лейблом Deutsche Grammophon. Молодой виртуоз и программу подобрал соответствующую: Бах, Изаи, Паганини, Крейслер.

Признанный мастер, гитарист Артем Дервоед и квартет артистов ансамбля «Виртуозы Москвы» исполнили музыку Скарлатти, Леньяни, Кошкина. Не обошлось и без эксклюзива – прозвучала композиция «Одержимый» Кевина Кэллахана, посвященная Дервоеду.

А вот вокальных вечеров на «Т Фестивале» еще не было. Третий концерт, наконец, заблистал той самой новой гранью, а заодно – еще одним звездным именем. Хибла Герзмава, несмотря на постоянно растущую конкуренцию со стороны соотечественниц, продолжает оставаться одной из самых востребованных в мире российских певиц. Кстати, мало кто из современных примадонн (и особенно наших) способен хоть на время отвлечься от стереотипных концертов из давно впетых арий с безразличным сопровождением оркестра. Герзмава мыслит иначе: «Любая оперная певица в своем репертуаре должна иметь камерные произведения. Певица должна быть разноплановой».

В этом отношении программа ее концерта на «Т фестивале» была идеальной: жемчужины русского и западного романса, а также оперные арии для лирико-колоратурного сопрано. Партию фортепиано исполняла Екатерина Ганелина, творческий ансамбль с которой завязался у Хиблы еще во времена учебы в Московской консерватории. Пианистка прекрасно чувствует партнера, ее аккомпанемент – весьма аккуратный, но при этом самодостаточный в сольных местах.

Свой рецитал Хибла Герзмава начала с романсов Глинки. «Я помню чудное мгновенье…», «В крови горит огонь желанья…» – вещи  хрестоматийные и гениальные, и оттого особенно сложные: их все знают вдоль и поперек. Но цельность интерпретации, стилевая чуткость и чистота интонации мгновенно погружают слушателя в атмосферу «русского золотого века» и позволяют почувствовать то самое гармоничное слияние музыки и текста, за которое мы так ценим Глинку.

Южное тепло и dolce vita – в баркароле «Венецианская ночь» на слова Ивана Козлова. В знаменитом «Жаворонке» поразила филигранность интонирования и звонкость. В завершение глинкинской темы – «Я здесь, Инезилья», спетая страстно и с азартом, и так, чтобы никто не забыл: на сцене – большая оперная артистка.

Из романсов Римского-Корсакова Герзмава выбрала «самое-самое»: «Не ветер, вея с высоты…», «Редеет облаков летучая гряда», «Звонче жаворонка пенье». Атмосфера получилась удивительно «корсаковская»,  полная красок, немного отстраненной поэтичности и трепетного чувства. Пожалуй, именно в этих миниатюрах ансамбль певицы и пианистки был особенно совершенным.

От русской вокальной лирики – к западной. Рейнальдо Ан – малоизвестный французский композитор, ученик Массне и Сен-Санса, друг Верлена и Малларме – одним словом, типичный представитель «прекрасной эпохи». Романс «К Клорис» –воплощение изысканности и красоты, вполне в духе времени. Творчество старшего коллеги Ана, Габриеля Форе гораздо более востребовано в камерном репертуаре. Всего песен (или mélodies) у него около сотни. В программу концерта вошли две, совсем ранние: «Мотылёк и фиалка» на слова Гюго и «Пробуждение» на текст Бюссин. И опять – точнейшее попадание в стиль, идеальная фразировка и прекрасное французское произношение.

На финал дива припасла свои коронные оперные партии: это ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки» и Вальс Мюзетты из «Богемы» Дж.Пуччини. А вот в качестве Леоноры из «Трубадура» Верди певица дебютировала только этим летом в Мадридской королевской опере. Знаменитую арию Леоноры Герзмава исполнила с шиком и проживанием – будто со сцены театра. На бис прозвучали популярнейший итальянский хит «Non ti scordar di me» Э. де Куртиса и залихватская русская народная «Улица, ты улица, широкая моя», на последнем аккорде которой, вместе с поклоном крикнув «Всё!», примадонна сорвала восторженные овации.

Звездный десант на «Т Фестивале» продолжит «высадку» в Новой Третьяковке до 14 декабря. 19 октября Кристофер Парк (фортепиано), скрипачи Марк Бушков и Екатерина Асташова, Андрей Усов (альт) и Александр Бузлов (виолончель) исполнят камерные произведения Шумана, Рахманинова и Райхельсона. Восходящая оперная звезда Айгуль Ахметшина (меццо-сопрано) и «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова представят программу из произведений Моцарта, Дебюсси, Бизе, Грига, Сен-Санса и Чайковского. На заключительном концерте услышим  сильный дуэт – скрипача Павла Милюкова с пианистом Борисом Березовским. А 20 ноября ожидается редкое событие: с сонатами Моцарта и Бетховена выступит Михаил Плетнев.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди