Rossini. Moïse <br>Birkus, Balbo, Bills <br>Fabrizio Maria Carminati <br>Górecki Chamber Choir, Kraków <br>Virtuosi Brunensis <br>Naxos Релизы

Rossini. Moïse
Birkus, Balbo, Bills
Fabrizio Maria Carminati
Górecki Chamber Choir, Kraków
Virtuosi Brunensis
Naxos

Опера Россини «Моисей и Фараон» – это переложение более ранней оперы «Моисей в Египте» для французской сцены, сделанное в 1827 году. Обе версии имели успех в свое время, но не были признаны шедеврами, затерялись среди более популярных названий – «Севильского цирюльника», «Вильгельма Телля» или «Графа Ори».

Нельзя сказать, что по качеству музыки «Моисей и Фараон» им уступает. У ее нерепертуарности другие причины, и по преимуществу это масштаб постановки, требующий большого состава исполнителей вместе с отсутствием ярких сценичных арий. Наиболее известный музыкальный момент – сцена для баса, тенора и сопрано с хором Des cieux où tu résides из финала четвертого акта. Опера начала снова входить в репертуар театров на волне открытия забытых названий в последней четверти XX века и сейчас ставится на крупных мировых сценах раз в несколько лет. Эта запись сделана на россиниевском фестивале в Вильдбаде.

Дирижер Фабрицио Мария Карминати, имеющий локальную, почти исключительно итальянскую славу, затерялся среди всех выдающихся итальянских оперных дирижеров примерно так же, как сама эта опера среди всех прочих опер Россини. Его трактовку можно назвать старомодной: в ней почти нет веяний аутентизма, но мастерство отчетливо слышно в умении поддерживать трудный баланс оркестровых групп, солистов и хора (в опере много именно таких сцен), а также в том, как отточены речитативы певцов, с насколько правильной динамикой и интонациями они исполняются.

Удивительный эффект производит тенор Рэндалл Биллс в роли Аменофиса. Он обладает высоким, но полномасштабным лирическим тенором и конкретно в этой записи поет весьма своеобразно: растягивает грудной регистр вверх настолько, насколько это возможно, а верхние ноты берет облегченным микстом. Это отсылка к манере теноров парижской оперы 1820–1830-х годов, которые до «революции грудного “до”», совершенной Жильбером Дюпре, использовали фальцет для исполнения крайних верхов. Именно такое пение сейчас было бы неприемлемым, но столь изящная отсылка к нему выглядит замечательно.

Конголезский тенор, окончивший Брюссельскую консерваторию, Патрик Кабонго исполнил довольно небольшую партию Элиэзера. Этот певец привлекает внимание не столько голосом (он наделен вполне обычным россиниевским тенором), сколько удивительной энергией, живым чувством, которыми наполнена каждая фраза, артистической и вокальной свободой.

Бас Алексей Биркус, исполнивший партию Моисея, производит замечательное впечатление своим богатейшим по тембру, мягким, но масштабным голосом и чеканной фразировкой. Партия Моисея в обеих версиях требует голоса и только голоса, и здесь его более чем достаточно.

Молодая французская сопрано Элиза Бальбо – певица чрезвычайно одаренная, наделенная всем набором качеств, которые могут со временем сделать ее звездой первой величины, и тремя недостатками: несколько чрезмерно выраженным вибрато, неумением выбирать репертуар, не слишком фоногеничным голосом – в зале ее пение производит куда лучшее впечатление, чем на записи. Но здесь присутствуют только два из них: роль Анаи замечательно подходит для ее голоса, и, хотя в дуэте с Рэндаллом Биллсом не появляется никакой химии – два артиста существуют по отдельности, как вещи в себе, саму партию можно назвать удачно и тонко сделанной.

Эта запись – продукт современного фестивального искусства, где вместе сходятся певцы разного умения, школ и художественных взглядов. Здесь их «сведение» можно назвать вполне удачным, хотя целое порой выглядит набором музыкальных сцен.