Российский ключ от луарских дверей События

Российский ключ от луарских дверей

Грандиозный, но по-семейному теплый – таким получился фестиваль «Ключ от дверей», который уже в восьмой раз прошел в уютных шато и музеях французской Луары.

Этот год во Франции был призван стать самым российским за многие десятилетия. После открытия «Русских сезонов» в парижском «Одеоне», казалось, что ничто уже не помешает развернуть русское культурное присутствие от Нормандии до Лазурного берега. Казалось, что, как и столетие назад, богемный Париж вот-вот заговорит по-русски.

На фоне затишья, вызванного отменой практически всех культурных событий, русская музыка в живописной французской глубинке стала путеводной звездой из пандемического мрака. Везет тому, кто везет: вдохновители фестиваля, заслуженная артистка России Людмила Берлинская и ее муж, французский пианист Артур Ансель, до самого конца верили в возможность его проведения – и были вознаграждены. Муниципальные власти городов Мер и Тальси шли на риск, до последнего не отменяя фестиваль, и в нужный период все же оказались в «зеленой зоне». Иначе и не могло случиться – дух неутомимой борьбы за искусство есть квинтэссенция всей жизни Валентина Александровича Берлинского, к 95-летию которого был приурочен «Ключ от дверей».

В маленьком муниципальном музее города Мер расположилась настоящая сокровищница. На стенах висели анонсы самых первых выступ­лений Квартета имени Бородина. Под стеклом – дневники Берлинского, в которых он фиксировал каждый отыгранный квартетом концерт. Трепетно собранные руками внучки маэстро Марии Маталаевой, эти экспонаты проводили посетителя сквозь всю личную и творческую биографию артиста.

Несмотря на закрытые европейские границы и невозможность пригласить музыкантов из России, как это было в прежние годы, в вечер открытия на сцене собрались лучшие представители российской музыкальной школы – те, кто знали Берлинского лично, были его учениками и, конечно, творческие коллеги его дочери. В исполнении концертмейстеров и солистов лучших европейских оркестров, среди которых Виктор Дерновский, Елена Яковлева (Frikha) и Витаутас Сондецкис, прозвучали любимые произведения Валентина Александровича: квинтет Шуберта с двумя виолончелями, а также особо символичное трио Чайковского – «Памяти великого художника», виртуозно ведомое легкими пальцами Людмилы Берлинской.

Они играли не для себя и не для слушателей. Мэтр зримо присутствовал на сцене, вдумчиво глядя на артистов с большого портрета, а его внук, виолончелист Дмитрий Берлинский, то и дело пересекался взглядом с великим дедом, будто черпая вдохновение в воспоминаниях о нем. Зал старинной усадьбы в Тальси, в котором присутствовали и высокие парижские гости, был переполнен до установленного карантином предела. Французские слушатели, обычно не брезгующие светскими беседами во время исполнения, в этот раз благоговейно застыли перед совершающимся таинством. Связующими звеньями между произведениями выступили отрывки из воспоминаний Валентина Берлинского, звучавшие в таинственном полумраке на французском языке в исполнении актера и режиссера Жан-­Филиппа Анселя.

Фестиваль продолжался пять дней, каждый из которых был посвящен городу, сыгравшему важную роль в жизни Берлинского: Иркутску, Москве, Парижу, Олдборо, Санкт-­Петербургу.

Слово Людмиле Берлинской:

«Мой отец говорил, что музыка не имеет границ. Доказательство этому – проведение выставки и фестиваля во Франции в память о нем, великом музыканте советской эпохи».

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди