Рудольф БУХБИНДЕР: В музыке и в жизни не следует идти на компромисс Персона

Рудольф БУХБИНДЕР: В музыке и в жизни не следует идти на компромисс

Австрийский пианист Рудольф Бухбиндер и оркестр Дрезденской Штаатскапеллы впервые выступили на сцене концертного зала парка науки и искусства «Сириус» (Сочи) в рамках фестиваля «Мосты культуры: Россия – Германия».

Для немецкого оркестра бетховенский марафон на побережье Черного моря стал финальным аккордом уходящего сезона. Интеллектуальная манера исполнения Бухбиндера (РБ), погружение в глубины музыки Бетховена, ясность пропорций и графичность мысли произвели сильное впечатление на публику.

Рудольф Бухбиндер – артист высочайшей культуры и аристократизма, в чем еще раз убедился Виктор Александров (ВА) .

ВА Господин Бухбиндер, музыка Бетховена сопровождает вас всю жизнь. Без его сочинений не проходит практически ни один из ваших концертных сезонов.

РБ Бетховена отличает от его коллег то, что он был великим революционером. Представить себе творчество Гайдна, Моцарта, Бетховена было бы невозможно без Баха, а Моцарта и Бетховена без Гайдна.  Моцарт сочинял свои концерты для себя, чтобы выступать как виртуоз, а для Бетховена всегда был необходим поединок между сольным инструментом и оркестром.

ВА Наряду с исполнением цикла фортепианных сонат композитора вы играете все его фортепианные концерты. Стараетесь ли находить в этом какую-то взаимосвязь?

РБ Нет. Кроме того, не следует искать никаких параллелей между пятью фортепианными концертами. Каждый из них сам по себе – абсолютный шедевр! Сонаты сопровождали Бетховена всю жизнь, а концерты охватывали лишь временной промежуток, частично они были впервые исполнены  самим композитором. У исполнителей преобладает тенденция все время что-то вкладывать в свою интерпретацию, о чем сам композитор никогда и не думал.

ВА Как возникло желание написать книгу «Мой Бетховен – жизнь с мастером»? В России планируется ее выпуск?

РБ Идея исходила не от меня, это была скорее рекомендация. Я написал о своем отношении к этому мастеру, так как все время изучаю и сравниваю музыкальные тексты разных редакций его произведений. В моей домашней библиотеке содержится 359 полных изданий сонат Бетховена, в том числе обширная коллекция авторских рукописей и уртекстов.

ВА У вас невероятно насыщенный концертный график. Каким образом удается сочетать в себе силы, заряжаться энергией и держать столько музыки в голове?

РБ У многих моих коллег в два раза больше концертов. Мой друг Вадим Репин играет до двухсот концертов в сезон, я же играю только сто. Не существует никаких границ, ты можешь свободно распоряжаться и загружать свой мозг. И я хотел бы добавить кое-что по поводу партнерства. Я ненавижу термин сопровождение, когда говорят, что пианист сопровождает певца, или оркестр сопровождает солиста. Дирижер – это, прежде всего, партнер по сцене! Единственное сопровождение, которое я делаю, – это когда иду со своей супругой в ресторан (смеется).

ВА Оркестр Саксонской государственной капеллы, с которым вы уже играли множество концертов – один из любимых ваших партнеров. Творческий процесс на сцене во время выступления с дрезденским оркестром напоминает скорее камерное музицирование…

РБ Абсолютно неважно, обращаюсь ли я к камерным сочинениям или играю вместе с дирижером. Музыкой нужно дышать одновременно с участниками оркестра. Либо это достигается сразу, либо не сработает вообще – и никакие репетиции тоже не помогут. Не только в музыке, но и в жизни не следует идти на компромисс.

ВА На Пасхальном фестивале в Зальцбурге в 2020 году вы исполните фрагмент из неоконченного Шестого концерта Бетховена. Эта музыка действительно заслуживает внимания сегодня?

РБ Да, потому что это – оригинальный Бетховен. Существует большое количество черновиков, разных набросков и изданий с пометками самого композитора, по которым можно было бы создать целое произведение. Сохранилось множество эскизов первой части Шестого фортепианного концерта. Самостоятельную жизнь это сочинение обрело в реконструкции Никласа Кука.

ВА Меняется ли с годами ваша интерпретация сочинений, которые исполняете на сцене?

РБ Конечно. Я не знаю, становятся ли они лучше или хуже, но совершенно точно – это уже другие исполнения, отличные от предыдущих! Мне кажется, что с возрастом я становлюсь свободнее. Например, большинство моих компакт-дисков дома до сих пор остаются упакованными. Я их пока так и не слушал.

ВА Почему?

РБ Не возникает интереса.

ВА А записи live вас больше устраивают?

РБ Да, я предпочитаю живые концерты. Такие моменты уже никогда невозможно повторить, в отличие от студии, где всегда не хватает эмоций, спонтанности и нервозности.

ВА Знания музыки действительно делают исполнителя свободным на сцене?

РБ Естественно! Ведь, чем больше ты узнаешь о жизни и мире, чем больше переживаешь, тем более свободным ты становишься. Я не могу чувствовать себя свободным, если сам ничего не знаю о произведении, которое в данный момент исполняю на сцене.

ВА Вы неоднократно заявляли, что Бетховен для вас один из самых романтических композиторов. Но, ваша игра тоже очень романтична. Чувствуете ли вы себя его единомышленником?

РБ Каждый композитор, музыкант, исполнитель  – в душе романтик. Иногда, в целой фразе невозможно не заметить эмоцию. Мы часто хотим всех распределить и как-то обозначить по категориям, но самое скверное понятие – это венская классика, потому что Гайдн, Моцарт и Бетховен не знали о том, что они венские классики. Это придумали уже после их смерти, мы даже и не знаем кто.

ВА Какое впечатление оставило у вас пребывание в «Сириусе»? Есть ли подобная музыкальная модель образовательного молодежного центра в Европе?

РБ Самое прекрасное! У этого комплекса действительно большое будущее. Существуют образовательные центры во всем мире, но когда государство пытается поддерживать молодое поколение и одаренных детей, это просто бесценно! С публикой все время необходимо работать, чтобы молодые люди обязательно приходили на концерты классической музыки, иначе через пару лет концертные залы опустеют. В Вене, например, до сих пор сохранилась система абонементов, которые можно передавать по наследству.

ВА А на своих концертах часто ли вы видите молодую публику, например, на событиях фестиваля в австрийском замке Графенегг?

РБ Да, мы пытаемся привлечь молодых зрителей и детей на концерты нашего фестиваля в Нижней Австрии. Один из резидентских коллективов фестиваля – Молодежный оркестр Евросоюза, возглавляемый Василием Петренко, не уступает по демократичности цен выступлениям таких гигантов, как Венский филармонический, Бостонский симфонический оркестр и многие другие коллективы.

Тимур Зангиев: Стараюсь смирять свое «я» и максимально раскопать то, что хотел сказать композитор Персона

Тимур Зангиев: Стараюсь смирять свое «я» и максимально раскопать то, что хотел сказать композитор

19 сентября в Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко – новинка, премьера оперы «Похождения повесы» Игоря Стравинского, осуществляемая как копродукция с фестивалем Экс-ан-Прованс.

Мирослав Култышев: Жду осуществления мечты – сыграть все концерты Чайковского
Персона

Мирослав Култышев: Жду осуществления мечты – сыграть все концерты Чайковского

ЛЯЙСАН САФАРГУЛОВА: <br>Оперному режиссеру необходима работа с партитурой Интервью

ЛЯЙСАН САФАРГУЛОВА:
Оперному режиссеру необходима работа с партитурой

Эта девушка, режиссер Башкирского оперного театра, сразу обратила на себя внимание нетривиальными режиссерскими решениями, но при этом не вычурными, не вампучными, а осмысленными, ироничными.

Ирина Никитина: У музыкантов более глобальное понятие мира Интервью

Ирина Никитина: У музыкантов более глобальное понятие мира

Президент фонда «Музыкальный Олимп» Ирина Никитина образцово-показательно ведет свой петербургский фестиваль с момента создания, знакомя российскую и зарубежную публику с будущими мировыми звездами академической музыки.