Сайт ClassicalMusicNews предлагает кружиться в ритме карантина

14.04.2020
Сайт ClassicalMusicNews предлагает кружиться в ритме карантина

Сетевой ресурс ClassicalMusicNews, известный обильным цитированием печатных и сетевых изданий о музыке и музыкальном театре, запустил собственный онлайн-проект «В ритме карантина». В его первой части 40 музыкантов рассказали о том, как они переживают период самоизоляции.

Музыканты оценивают карантин двояко – с одной стороны, как неожиданно свалившееся счастье, когда можно посвятить немалое время уединенному творчеству, духовному самосовершенствованию и внутреннему развитию. С другой стороны, людей искусства беспокоят потеря части заработков и неясные перспективы.

«Читать, слушать хорошую музыку, заниматься на инструменте, заниматься с ребенком — есть много вещей, до которых не доходили руки», – рассказывает дирижер Максим Емельянычев.

«Прежде всего я играю на ударных, а потому для меня изоляция — это нормально, – не унывает мультиинструменталист Петр Главатских. – Исполнитель на ударных в оркестре всегда сидит сзади, а вот играет не всегда. Бывает, что ты играешь только в первой части и в третьей, а во второй тебя вообще нет. Вот тебе и самоизоляция».

Выясняется, музыканты-исполнители – более разносторонние люди, чем мы привыкли думать.

«Казалось бы, вот куча времени, но его все равно нет, потому что я, кроме игры на альте, еще занимаюсь электронной академической музыкой и столько накопилось вещей, которые требовали внимания, а были отложены. А сейчас у меня полное погружение, эксперименты, которые давно хотелось провести», – приводит ресурс слова Сергея Полтавского.

По-другому описал ситуацию скрипач Карен Шахгалдян: «Чем занимаюсь? Честно скажу, ваньку валяю. Хотя как раз сегодня засел и придумал три новые программы. То есть я вроде и плюю в потолок, но делаю это интеллектуально».

«Провел день рождения за написанием оперы, что тоже не так плохо», – читаем в признаниях дирижера Антона Лубченко. – «Помню, как взмолился к высшим силам, чтобы подарили мне какую-нибудь болезнь, либо еще что-то, чтобы можно было просто запереться дома и писать! Вот, видимо, меня услышали», – посмеивается творческий человек.

Немалым образом музыкантов выручает интернет.

«Есть ученики, которые присылают видео — их надо разбирать, записывать ответы», – описывает свои будни фаготист Михаил Шиленков.

«Я не могу, когда во мне сидит информация — мне хочется ей поделиться, она меня начинает грызть, – признается скрипач Даниил Австрих. – Поэтому я написал в Фейсбуке (организация, деятельность которой запрещена в РФ), что первых 10 скрипачей, кто отметится, я возьму на бесплатный мастер-класс. В результате я выбрал 11».

Множество музыкантов оказалось в действительно сложной ситуации.

«Гонорары зависят от концертов, которых сейчас нет, – напоминает альтист Максим Новиков. – А при этом семьи и кредиты, по которым нужно платить, остались. Легче тем, кто сидит в оркестрах, может, они получают меньше, зато их работа стабильнее».

Дирижер Денис Власенко сравнивает ситуацию в России и в мире: «Метрополитен распустил до следующего сезона оркестр и хор, потому что они не могут их содержать. Они это сделали, чтобы люди получили пособие по безработице, предполагается, что потом их возьмут обратно. В России те, кто работают в оркестрах, находясь на карантине, все же получают зарплату».

Стоит ли поддаваться панике?

«Не понимаю, почему у многих возникает страх, что если выпасть из жизни на месяц или полтора, это что-то разрушит», – удивляется скрипачка Елена Ревич.

«Что это ненадолго — таких иллюзий у меня нет, – возражает ей певец Василий Ладюк. – Я реалист и понимаю, что скорее всего через месяц это тоже не закончится».

«Больше всего я опасаюсь, – беспокоится композитор Антон Сафронов, – что кому-то из работодателей может понравиться сама идея перевода на постоянную дистанционную работу зависимых от них музыкантов — без постоянного трудового договора, твердых окладов и ставок».

Тревожно смотрит на ситуацию саксофонист Алексей Волков: «Я боюсь, что столько, сколько потеряет классическая музыка за эти полтора месяца, мы будем наверстывать еще долго. Причем не только у нас, но и в общей мировой культуре. И я сейчас не только про финансовую сторону дела. Есть слушатели, которые привыкли ходить в концертный зал. А сейчас они этого лишились. И человек понимает, что без этого вполне можно жить. Человек ко всему привыкает».

Невесел и директор Гнесинки Михаил Хохлов: «Ситуация эта трагическая». «Точнее, драматическая», – поправляется педагог.

Оставил шутки даже скрипач Роман Минц: «Естественно, ничего в этом нет хорошего для нас. Но поскольку мы ничего сделать не можем, остается принимать ситуацию как есть».

Пианистка Полина Осетинская еще только строит планы на времяпрепровождение в ритме карантина: «Собираюсь навести порядок: разобрать по папкам ноты и найти педаль от айпада, которую не могу найти три года».

Кто-то из ее коллег уже продвинулся несколько дальше.

«В один момент я решил в приказном порядке устроить себе выходной и разобрался со старыми инструментами на балконе — это единственное, что я сделал в бытовом плане», – докладывает виолончелист и продюсер Алексей Стеблев.

С какими именно инструментами – струнными, духовыми или ударными – удалось разобраться музыканту, сайт ClassicalMusic.Ru не уточняет.