Шепот Господа в твоем сердце События

Шепот Господа в твоем сердце

Оратория Софии Губайдулиной в Мариинском театре

Оратория называется «О любви и ненависти» и закончена в 2016 году, в России она исполняется впервые. Валерий Гергиев представил публике опус 87-летней композитора-легенды, которая, живя уже давно в Германии, соединяет в богословски обустроенном музыкальном высказывании немецкий язык и русский. Впервые ораторию исполняли в Земперопер в Дрездене, теперь пришла пора послушать ее петербуржцам – ​и участникам Культурного форума.

В оратории пятнадцать частей, и вплоть до девятой в музыке царит блаженная созерцательная «погруженность в себя». Гергиев не сообщает этим звукам молитвенной углубленности, растворенности в вечном. Мы как будто находимся в большом соборе, когда нет службы, кто-то зажигает свечки у любимой иконы, кто-то разглядывает молитвенники на книжной полке. Есть атмосфера общей предрасположенности к экстазу, но о самóм страстном порыве перед взлетом вверх пока речи нет. В тексте есть моменты уныния, стыда, отчаяния, и баритону (Владимир Мороз) приходится выходить из себя, чтобы мы ему поверили. Но я лично проникался скорее мастерством композитора, с радостью узнавал ее язык, но в глубины нравственного высказывания не погружался. Оркестр, большой хор, солисты пока еще словно вживались в теологический дискурс.

Но девятая часть именуется «Жгучая ненависть». Баритон (главный солист в прорицаниях) вне себя повторяет: «Гнев овладевает мною. Ненавижу! Ненавижу!» И в эту дикую, нечеловеческую ярость мы начинаем верить. Баритону вторит мощный тенор (Михаил Векуа), по-немецки требуя у Бога расправы над нечестивцами: «Истиной Твоею истреби их» (голос Векуа звучит как у Зигфрида в момент ковки меча). А закончится эта жуткая «поножовщина» расплывчатым вопросом баритона: «Я ненавижу?» В десятой части мужской хор попытается «призвать к порядку» негодующего, станет убеждать, что нужно погасить гнев и ревность в сердце ненавистника. Но баритон снова берется за свое: «Истреби врагов Твоих!» И снова доходит до раскаленного крика: «Ненавижу!»

Мы понимаем, что это наша ненависть. Мы живем в мире с несущимися по небу ракетами, запретами на все что угодно, разными фильтрами перед выборами и внутренними цензурами, и мы ненавидим – прежде всего самих себя. Но «нечестивцев» мы ведь тоже ненавидим. Нас воротит от их вида. И мы не знаем, что делать. А Губайдулина после криков о ненависти предлагает нам текст из Песни Песней, нежный дуэт про ореховый сад и про любезные ласки. Сопрано Натальи Павловой зовет нас к лирическим мягкостям – но тенору Векуа ближе Зигфрид, чем Ленский, и он не идет ни на какие сентиментальности. К тому же тут ему не хватает чистоты интонации (как, впрочем, местами и Морозу).

Следующую часть, которая должна привести нас к очищающему финалу (мы этого ждем!), поет бас – великолепнейший Михаил Петренко. Он начинал ораторию частью «Когда Иисус за нас умер» и вел нас звуком чистым и ясным, честным и прямым. А теперь бас доходит до того самого места из ирландской молитвы, которое и родило всю губайдулинскую ораторию: «Боже, помоги мне. Не в том, чтобы меня утешали, а чтобы я мог утешить. Не в том, чтобы меня понимали, но чтобы я понимал. Не в том, чтобы меня любили, но чтобы я любил». А оркестр и хор сопровождают эти скорбные призывы хоральными наездами, когда кажется, что нас вводят в баховскую церковь Святого Фомы в Лейпциге. Эта «Простая молитва» (так называется часть) доходит до конца с большим напряжением, как будто нет никакой уверенности в том, что в этом мире ТАКОЕ возможно. И даже истовые возгласы сопрано нас не спасают.
Заключительная часть «О, приди, Дух Святой» требует от баса бешеной энергии, но нам и здесь не кажется очевидным, что в мире ненависти и злобы есть шансы спастись добротой и любовью. И когда в самом конце Петренко шпрехгезангом, громкой разговорной речью, просит: «Дух Святой, зажги во мне огонь твоей любви!», никому не кажется, что ответ нам дастся в ближайшем будущем. И руки Гергиева надолго застывают в тягостном ожидании, и только аплодисменты, неистовые, долгие, счастливые, говорят о том, что у публики надежда на спасение есть. Вопреки всему.

На Форуме показывали и гениальных «Пьяных» Ивана Вырыпаева в знаменитой постановке Андрея Могучего, и там долгое рассуждение напившихся вусмерть менеджеров о «шепоте Господа в наших сердцах» заставляло нас и плакать, и хохотать. В оратории Софии Губайдулиной мне иногда не хватало более сегодняшнего, актуального, режущего слух звучания, иногда парадигма композитора казалась мне тесноватой. Но все равно: в этой мощной музыке был слышен Шепот Господа в наших сердцах. Который похож на плач.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди