Шесть из шести События

Шесть из шести

IX Международный фестиваль «Белая сирень» представил в шести программах восемь солистов и шесть дирижеров

Новейшая история Госоркестра Республики Татарстан напоминает этапы взросления ребенка. Вначале – несмышленый малыш, которого маэстро Александру Сладковскому приходилось водить за руку, не отпуская ни на минуту. Потом – симпатичный подросток, в воспитание и образование которого вкладывалось много сил. Теперь – вполне самостоятельный, со своим характером, звучанием и миросозерцанием коллектив, встать за пульт которого – большая удача и почет для любого, самого маститого дирижера. Оркестр открыт и готов к творческой и человеческой коммуникации, и победы его умножаются раз за разом.  

Неслучайно последние фестивали ГСО РТ в Казани  густонаселенные не только солистами (так было с самого начала), но и дирижерами. В этом видится глубокое понимание стратегии развития коллектива. «У меня была задача расширять нашу географию, привлекать как можно больше солистов, молодежь, с которой я очень много работаю благодаря тому же Денису Мацуеву, у которого дирижировал на Grand Piano Competition. А теперь солисты конкурса приезжают сюда. Это невероятная взаимосвязь времен, поколений, традиций, школ, континентов»,  подчеркнул в одном из интервью Александр Сладковский 

Это не голословные заявления: на «Белой сирени» образца 2019 года в шести концертах с ГСО РТ продефилировали шесть разных дирижеров  англичанин Джонатан Блоксхем, датчанин Николай Цнайдерэстонец Арво Вольмер, наш русский итальянец Фабио Мастранджело, россиянка Лариса Габитова и худрук оркестра, артист мира Александр Сладковский 

Его выступление с любимцем казанской публики Денисом Мацуевым вызвало ажиотаж: на концертах ГСО РТ всегда полные залы, но тут люди стояли буквально по стенкам в партере и на балконе. И важно, что их энтузиазм был вознагражден сполна. 

Концепция фестиваля – Рахманинов, его время, его современники. Первоначально планировалось, что Сладковский и Мацуев сосредоточатся на творчестве Листа и Рахманинова, считающегося музыкальным «внуком» великого венгерского пианиста и композитора: Сергей Васильевич учился в Московской консерватории у своего двоюродного брата Александра Зилоти, а тот – у Листа в Веймаре.  

Но насыщенный концертный график и неудобная транспортная логистика (нет поздних вечерних авиарейсов из Казани в столицы, что затрудняет культурный туризм) внесли коррективы. Первое отделение отдали целиком солисту, и Денис Мацуев триумфально сыграл Второй концерт Листа и Четвертый Рахманинова. Стоит вспомнить, что и у Дениса особые отношения с Листом, ведь он принес ему счастье на Международном конкурсе имени П.И.Чайковского. Сейчас в YouTube выложена запись его исполнения Первого концерта Листа с третьего тура конкурса 1998 года, и можно оценить всю тонкость, проникновенность и в то же время масштаб понимания музыки. 

Эти качества присутствовали и в интерпретации листовского опуса на «Белой сирени». Три главных образных сферы – демоническая, героическая и лирико-романтическая – были поданы ясно, с четкой дифференциацией в звуке. Мацуев, который для многих ассоциируется с бравурой, неистовыми темпами, тут показал и деликатность туше, и нежность чувств. В разнообразной палитре красок и настроений ему опорой стал Госоркестр Татарстана и маэстро Сладковский, обостривший контрасты: тут запомнились и волшебная атмосфера начальных аккордов духовых, и зловещий «рваный» звук у низких струнных во втором эпизоде, и кантилена виолончели в гармоничном дуэте с солирующим роялем… Не обошлось, разумеется, без филигранных пассажей-перле и каскадов фирменных мацуевских октав, ставших «вишенкой» на этом роскошном многослойном торте. 

Четвертый концерт Рахманинова – вещь иного плана, так как обращена не только в мир, но и внутрь себя. Тут автор ведет диалог с самим собой, используя уже привычные обороты и интонации в новом контексте. Есть мнение, что концерт этот уступает в оригинальности первым трем, но самоповторы и самоцитаты на позднем этапе творчества – нормальная вещь для состоявшегося композитора, оперирующего своей лексикой.  

Достоинство данной интерпретации Четвертого концерта – в ее цельности. Поток эмоций подхватывает слушателя, но не захлестывает его – музыканты действуют в четких границах формы, внутри которой купаются в квази-импровизациях. Свобода, полет, чувства бескрайности и бездонности, свойственные музыке Рахманинова, были замечательно переданы Мацуевым и Сладковским. На поклонах было очевидно, что солист доволен исполнением, партнерством с оркестром, приемом публики и на этой волне щедро одарил своих друзей «бисами»Экспромт Шуберта, Скерцо из Сонаты №3 Бетховена и «Революционный этюд» Скрябина лишь дополнили общую картину. Ведь Денис Мацуев – не из тех пианистов, что «мучаются» с оркестром, мечтая отыграться и показать, наконец, истинное лицо на бисах. Он всегда в гармоничном ансамбле, нацелен на стопроцентный результат. И оттого еще его так любят дирижеры, поскольку с таким солистом – как за каменной стеной. 

Денис Мацуев и Александр Сладковский

Второе отделение принесло сюрприз: Александр Сладковский вынес на суд слушателей Третью симфонию Чайковского, сочинение непопулярное и имеющее даже репутацию «неудачи» классика. Задачу реабилитировать Третью симфонию дирижер решил «на отлично»: она слушалась свежо, интересно, в ней ощущались проблески будущих трагедий, но доминантой оставалась радость восприятия бытия. И, прокручивая назад впечатления, понимаешь, что этот душевный подъем, жизненная энергия и устремленность ввысь пронизывали весь концерт, завершившийся блестящими оркестровыми миниатюрами – «Пляской скоморохов» Чайковского из музыки к «Снегурочке» и проверенным «Станом Тамерлана» тоже Чайковского, но Александра.  

Впереди у Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан – грандиозная работа: запись бокс-сета со всеми симфониями, включая «Манфред»,  П.И.Чайковского, а также его три фортепианных концерта, скрипичный концерт, Вариации на тему рококо и Концертную фантазию. Установлен круг солистов: это Борис Березовский, Мирослав Култышев, Александр Малофеев, Максим Могилевский, Борис Андрианов,а также Павел Милюков, дружба с которым продолжается еще с записи всех инструментальных концертов Шостаковича. Сессия звукозаписи пройдет с 14 по 28 июля в ГБКЗ имени Сайдашева и будет осуществлена известным российским звукорежиссером Павлом Лаврененковым. А диски выйдут на лейбле Sony Classical как приношение к грядущему 180-летию композитора.  

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»