Shostakovich. Violin Concertos <br>Alina Ibragimova. Vladimir Jurowski <br>State Academic Symphony Orchestra of Russia <br>«Evgeny Svetlanov» <br>Hyperion
Релизы

Shostakovich. Violin Concertos
Alina Ibragimova. Vladimir Jurowski
State Academic Symphony Orchestra of Russia
«Evgeny Svetlanov»
Hyperion

Героиней нового альбома, записанного Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова под управлением своего художественного руководителя Владимира Юровского, стала проницательная Алина Ибрагимова, чей многогранный талант еще предстоит оценить современникам удивительного музыканта. Новый релиз – ее первая работа, полностью посвященная концертам Шостаковича, к которым, по собственному признанию Ибрагимовой, она подбиралась с подросткового возраста, еще когда занималась в Музыкальной школе имени Гнесиных в Москве.

С тех пор скрипачка решила «тренировать физическую и эмоциональную выносливость», исполняя эти сочинения для концертной аудитории, а уж затем думать о записи полноценного релиза. Юровский, с которым Ибрагимова (вместе с оркестром Эпохи Просвещения) уже записала в 2012 году концерты Мендельсона, поддержал идею воплотить в жизнь давнюю мечту музыканта и предложил разделить проект с вверенным ему российским коллективом. Результат этого сотрудничества превзошел все ожидания.

Холодный и тусклый свет низких струнных в открывающем Первый концерт Ноктюрне создает общее для всего исполнения настроение томительного беспокойства. Из этого сумрака выделяется солирующая скрипка – чрезвычайно выразительное, смелое повествование Ибрагимовой. Оно удивляет неотвратимой напористостью, подчиняя себе рычащую медную группу, – так львиная стая замирает перед решительностью своего укротителя. Серьезность и вдумчивая увесистость оркестра и бескомпромиссное проявление творческой воли исполнителя предлагают слушателям идеальное сочетание строгого интеллектуализма и упрямой порывистости. Будь то танец смерти (Скерцо) – с ксилофонами и бубнами, где с агрессивным залихватством Ибрагимова отсекает каждое скольжение по струнам, или трагедийная Пассакалья, передающая почти что физику человеческой боли в каждом ударе трости смычка, – это всегда сложная психоэмоциональная работа, в которую включается оркестр и которую великолепно транслирует солистка, не теряя свой голос ни на такт. Даже открыть финал Ибрагимова решает самостоятельно, блестящим соло: в этой записи исполняется версия концерта, первоначально задуманная Шостаковичем и позже отредактированная как слишком трудная технически.

Продолжение этого диалога – во Втором концерте, в сферах таинственного лиризма Шостаковича, построенного на разработке скрытых и неоднозначных сюжетов. Мучительная неопределенность, болезненная сосредоточенность, глубокая тишина – Ибрагимова и Юровский великолепно чувствуют все тонкости партитуры, отслеживают инструментальные перекрещивания, озвучивают паузы, точно рассчитывают взрывные accelerando, а в финале включают сирену – своеобразные сигналы бедствия, которые пробивают все звуковое пространство музыкального полотна.

Новый диск – явление исключительное, направленное на переосмысление не только самого текста партитуры, но и традиции исполнения этих концертов. Это уже не трагедийная притча – результат композиторской саморефлексии, устрашающее путешествие по темным коридорам человеческой памяти. Прежде всего это музыка, существующая независимо от воли автора, подчиняющая себе желание исполнителей, это медиум, выбрасывающий слушателей за границу привычных ощущений и открывающий иные миры переживаний, где заканчивается доступ к реальному и открывается бесконечное сияние трансцендентности.