Сильнейшие и погрешность системы События

Сильнейшие и погрешность системы

В Санкт-Петербурге подвели итоги XII Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой

В этом году конкурс был приурочен к 80-летию со дня рождения Образцовой, в связи с чем организаторы учредили специальную премию – «За лучшее исполнение произведения из репертуара Е.Образцовой» и специальный приз «Выступление в Гала-концерте “Оперный бал Е.Образцовой” на Исторической сцене Большого театра России». Впрочем, последний не нашел своего получателя.

Санкт-Петербург, благодаря усилиям семейства Гергиевых, постепенно становится столицей отечественного вокального исполнительства. Монополизация стала заметна после переноса на площадки Мариинского театра Конкурса Чайковского в номинации «сольное пение». А ведь Петербургский климат, пожалуй, самый неподходящий для культивирования вокального искусства.

Конкурс Образцовой существует с 1999 года. По одной версии, он учрежден самой певицей с целью поддержки молодых исполнителей, по другой – подарен ей на день рождения Л.Гергиевой. Пафос его в том, что почувствовать себя молодым оперным певцом может любой желающий в возрасте от 18 до 32, вне зависимости от образования или опыта. Раньше каждый участник получал рекомендации Елены Образцовой, до конца жизни возглавлявшей судейскую комиссию. К сожалению, с ее уходом традиция обратной связи оборвалась, а пустующее с 2015 года кресло председателя жюри конкурса постепенно превращается в мемориал.

В этом году международное жюри было представлено оперными артистами первой величины, мужским менеджментом и Л.Гергиевой, которая олицетворяет стабильность постоянно меняющейся реальности конкурса.

На конкурс было подано 222 заявки, реально же участвовали в прослушиваниях 165 певцов из восемнадцати стран. Средний уровень участников сегодня – это уровень вступительных экзаменов в консерваторию лет двадцать назад. Как справедливо заметила Л.Гергиева, «сейчас все хотят петь», а наличие множества образовательных программ дает доступ к таинствам вокального мастерства всем, кто готов за это платить.

Платить готовы многие, и это чисто социальное явление спровоцировало упадок вокального исполнительства в целом. Вокальные конкурсы обнажают эту проблему: выбор неадекватного репертуара, низкий уровень техники, задавленный, поджатый, трубный, писклявый, сиплый звук, тотальное непонимание содержания произведений и неспособность передать его голосом, утрата искусства кантилены, страх быть эмоционально-искренним в передаче чувств. Да и просто катастрофически мало уникально-красивых, неиспорченных школами природных тембров.

Среди всеобщей бледности и уныния лучших было слышно сразу. Сразу было слышно и худших. Решения жюри по первым двум турам выглядели адекватно: сильнейших пропустили во II тур, самых слабых не пропустили в III, а все остальное – средний уровень и погрешность системы, при которой кто-то пострадает.

Участников, ярко заявивших о себе в первом туре и претендовавших на звание лауреата, было немного. Представим их.

Сопрано Самира Галимова легко, технично и в быстром темпе исполнила арию Фьордилиджи из оперы «Так поступают все» Моцарта. Большую роль в ее ярком выступлении в прямом смысле сыграл пианист Даниил Рабовский. Это был равный и опасный дуэт двух артистов. Опасный в первую очередь для самой Самиры, ибо при малейшей слабости пианист мог затмить ее своей харизмой. Во II туре хорошо прозвучало «Воспоминание» Малера, с выстроенной драматургией и дифференцированными фактурными пластами. А в арии Лиу из «Турандот» Пуччини и в «Отчего?» Чайковского поддержки «оркестра» ощутимо не хватало, да и ритм в романсе был слишком пунктирным, что для Чайковского в целом не характерно. В финале Самире немного не хватило плотности тембра, да и арию ей выбрали не самую удачную, но она была чуть ли не единственной участницей, выступившей одинаково хорошо на всех турах.

Самира Галимова

Андрей Скляренко явил себя подвижным высоким тенором в арии Оронта из «Альцины» Генделя, а в арии Ассада из «Царицы Савской» Гольдмарка продемонстрировал уверенное «до» второй октавы «à la Николай Гедда». Многие прочили Андрею лауреатство, но коварный петербургский климат и отсутствие дежурного фониатра не оставили ему шансов ни на победу, ни на прохождение во II тур.

Бас Страхиня Джокич артистичным исполнением Арии Лепорелло из «Дон Жуана» Моцарта оживил и даже разрядил напряженную обстановку конкурса. Он с первых звуков завладел вниманием слушателей и держал его до самого конца, чем заслужил искренне-восторженную реакцию зала. Во II туре, в произведениях камерно-вокальной лирики, он с трудом сдерживал своего харизматичного оперного демона. Это была тяжелая борьба с будто бы чужеродной материей, которую он, увы, проиграл.

Самый молодой конкурсант, 18-летний тенор Павел Бурцев в Арии Париса из «Париса и Елены» Глюка и в Песне Вакулы из «Черевичек» Чайковского показал мягкий, ровный на всем диапазоне, лирический тембр, озвученные нижние ноты, крепкое уверенное «ля» второй октавы. Он выделялся качеством исполнения, не свойственным тенорам в столь юном возрасте. Несмотря на то, что высокое «ля» – рабочий теноровый диапазон, а спетые им арии – скорее учебного плана, в следующий тур он попал вполне заслуженно, хоть и авансом. Однако в III туре и с Павлом произошли печальные метаморфозы: казалось, что он поет не свой репертуар.

Блестяще выступила сопрано Наталья Коротышева с «Alleluja» из «Exultate, Jubilate» Моцарта. В почти идеальном исполнении слышалось вдохновенное и радостное ликование. Во II туре флер испарился. В «Сне в летнюю ночь» Римского-Корсакова Наталье не хватило понимания эстетики композитора, основанной на очаровании красотой. Красота в ее исполнении была, а очарования – нет. И все три произведения II тура звучали одинаково отстраненно.

Меццо-сопрано Марина Русеишвили заинтересовала жюри сложностью программы, особенно Каватиной Урбана из «Гугенотов» Мейербера. Арии Мейербера – катастрофа для неподготовленного голоса, особенно 20-летнего, но легкость, с которой Марина справилась, несмотря на некоторые погрешности, – впечатляет. Во II туре она пела проникновенно, душевно и интонационно осмысленно, но вокально не дожила до конца выступления.

Тенор Эрдэнэ-Очир Дашноров взорвал зал страстным «рватьрубашечным» исполнением Арии Канио из «Паяцев» Леонкавалло. Во II туре его выступление оказалось не таким удачным, в основном из-за Плача Федерико из «Арлезианки» Чилеа, где вся форма растеклась и растворилась в бесплотной фортепианной фактуре рояля, имитирующего колокольчики, а не звучащие в оркестре скрипки.

Это были лучшие участники по результатам прослушивания I тура, и все они оказались во II, где, к сожалению, не смогли закрепить свой успех. Кроме них соревнование продолжили сорок певцов, из которых недоумение вызвали четверо: выпускники музыкальных ВУЗов, они пели по-разному плохо: фальшиво, по слогам, прямолинейно, с завываниями, неровно, пискляво, без энергии, без дикции, бездумно и беспомощно. На II туре они тоже себя никак не проявили. Очевидно, они и есть та самая погрешность системы, без которой система существовать не может, и 10% – адекватный коэффициент.

Из участников, оставшихся в I туре, заслуживает внимания прекрасная барышня Елена Епихина и ее нежное и трогательное исполнение Арии Памины из «Волшебной флейты» Моцарта. Прозрачно-хрупким pianissimo, летевшим через весь зал к самым последним рядам, она создала искренний и наивный образ-грезу. Отметим и Дарью Терещенко, обладательницу красивого сочного тембра и большого голоса, которому было тесно в Малом зале Филармонии.

На II туре однозначных лидеров уже не было, но были интересные исполнения и метаморфозы.

Например, иначе звучал Сервер Кадиров. В I туре он исходил мощным недифференцированным звуковым потоком в камерное пространство Малого зала, и, казалось, не певец управляет голосом, а голос управляет им. Большой зал оказал благотворное влияние на тембр Сервера: он стал мягким, лиричным, звучание – сдержанным, холодноватым. Пространство имеет значение.

Эльза Исламова

К интересным моментам отнесем разнообразие оттенков piano и настроение пронзительной тоски в исполнении романса «Время роз» Грига Татьяной Балугиной и наполненное духом декаданса исполнение «Скрипки» Пуленка Юлией Бейбудовой. Отметим и щемяще-печальный, меланхоличный образ, созданный Михаилом Павловым и в меру прозрачным и бесплотным роялем Александра Ларионова в «Дне всех усопших» Р.Штрауса. Алла Бондарь в «Крысолове» и Эльза Исламова в «Ау» проникли в эстетскую сущность позднего стиля Рахманинова и продемонстрировали осмысленное интонирование его сложных мелодий. С артистическим наслаждением они показывали холодную красоту этой музыки. Откровением стала кульминация романса Чайковского «Не спрашивай» у Наталии Горячевой – божественно прекрасная нота «соль» второй октавы на словах «И только Бог». В этом кристально чистом и эмоционально осознанном звуке было столько боли, столько жизни, наполненности и красоты, сколько не было за всю неделю конкурсных прослушиваний. Ни у кого.

В III тур прошли 11 участников. За вычетом погрешности – участников, которые подтверждали свою вокальную состоятельность лишь уверенными верхними нотами, и по совокупности трех туров сложно было сказать, кто из них станет лауреатом международного конкурса с гран-при 700 000 рублей; разница была невелика.

Дзамболат Дулаев

Первую премию получил 27-летний баритон Дзамболат Дулаев. В III туре его Каватина Алеко из одноименной оперы Рахманинова развалилась по форме, а его «вокальное рубато» в песне «Богоматерь в городе» Свиридова, отмеченной Специальной премией «За лучшее исполнение камерного вокального произведения русского композитора XIX-XX вв.», изменило идеально ровную суть ритмического рисунка мелодии. Вторую премию отдали басу Сергею Севастьянову, третью – Оксане Секериной (Майоровой), и они оба, казалось, были немного лучше Дзамболата.

Возможно, жюри конкурса выбрало не самых лучших, но победителей не судят. Только победители ли они?

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии