Сказочный приз События

Сказочный приз

В “Сказки Гофмана” удачно вписался Приз Ассоциации музыкальных критиков. На декабрьском представлении публику МАМТа удивляли не премьерой, а сенсационным исполнительским кастингом с участием мировой именитости Ильдара Абдразакова, восходящей пермской звезды – Надежды Павловой и прим разных поколений самого МАМТа – Хиблы Герзмавы, Ксении Дудниковой и Натальи Петрожицкой. Сюрпризом, вынырнувшим из недр искрящейся фантазийностью постановки 2011 года, стала церемония вручения ежегодного Приза Ассоциации музыкальных критиков пермскому сопрано Надежде Павловой: в спектакле она сыграла заводную куклу-Олимпию

Вечером 22 декабря Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко показывал пятилетней давности постановку «Сказок Гофмана», которую украсил – словно елку игрушками – лучшими мировыми исполнителями. Самый манкий из них – Ильдар Абдразаков выступил в партиях четырех оффенбаховских злодеев Линдорфа, Коппелиуса, Дапертутто и Миракля, уже знакомых сценам Мариинского театра, La Scala, театра Metropolitan и Венской оперы (в июле 2017 года Абдразакова услышат и в Баварской опере). Но этим дело не ограничилось. Две роли – Антонии и Стеллы – играла Хибла Герзмава, кстати, выступающая партнершей Абдразакова в нью-йоркской постановке режиссера Бартлетта Шера. В ответственной роли Музы-Никлауса блистала Ксения Дудникова, заключительной арией буквально «взорвавшая» зал: так полыхало и звенело страстью ее густое меццо. Ну а две «игровые» женские роли – венецианской куртизанки Джульетты и механической куклы Олимпии были отданы, соответственно, местному сопрано Натальи Петрожицкой и приглашенной из Перми колоратуре – Надежде Павловой. Для последней выступление в роли Олимпии стало московским дебютом.

В предновогоднем режиме этот спектакль с двойной предысторией смотрелся необычайно. В 1987 году Александр Титель с художником Валерием Левенталем и дирижером Евгением Бражником покорили «Сказками Гофмана» публику Екатеринбургского театра оперы и балета. Четверть века спустя в 2011 году они повторили успех в Москве, сочинив для МАМТа новую версию «Сказок», выдвинутую на «Золотую маску» в 2012 году. В том же году оффенбаховская тема цепной реакцией зажглась в Мариинском театре, где оперу ставил Василий Бархатов, а номинированному в четырех образах злодеев Ильдару Абдразакову постановка принесла «Золотую маску» (за «лучшую мужскую роль»). Ныне в составе постановщиков по-прежнему активно дирижерское место: Евгений Бражник и вел спектакль. По-прежнему щекочет нервы и чувства режиссура Александра Тителя, соединившего восторженно-театральную тему с внушительной долей стилистических безумий вплоть до хоррора. Но, пожалуй, особой свежестью на показе отозвалась одна из последних сценографий Валерия Левенталя, чьи аттракционы в «Сказках Гофмана» выглядят не по-сегодняшнему щедрыми, одержимыми той энергией живого искусства, перед которой схлопываются мутные обстоятельства новейшего времени.

Радостный образ огромного белоснежного Пегаса, выкатываемого в начале и в конце «Сказок Гофмана», лишен монументальности, но легок тем объемом возбуждаемых Левенталем смыслов, от которых захватывает дух. В картинах, сменяющих одна другую, пропадают и вновь возникают разные культурные горизонты. Мир фантазий поэта Гофмана, символизируемый театральным фасадом парижской Opera Garnier, то отвлекает нас от реалий сюжета, то заставляет в них верить с утроенной силой. Старинная куколка-Олимпия оживает в ретро-лаборатории времен братьев Люмьер, чей фильм «Прибытие поезда» проецируется на задник кино-павильончика. Куртизанка Джульетта плетет нити обольщения в жанре комедии дель арте, разыгрываемой на фоне панорамы венецианской ведуты, и эта иллюзия красоты оборачивается чем-то вроде «древнейшей из иллюзий». Чахнущая певица-Антония из чертогов обывательской мансарды возносится во внезапно открывшееся нутро театрального зала-рая, где ее принимает в объятия умершая мать. Во всем этом искреннем и прихотливом столько электрики чуда, возвышающего вечность театра над эпизодичностью жизни, сколько мыслей и в мнимо опереточном мозге Оффенбаха, кромсавшего «священную корову» европейской оперы радикальной идеей запечатленных – как сквозь туман – вдохновений.

Альянс красивых голосов добавил всему этому и смака, и смыслов. Калейдоскоп абдразаковских злодеев восхитил неодномерностью: от вкрадчивой нежности до соперничества с Гофманом (Нажмиддин Мавлянов) было рукой подать в его Линдорфе; зато от горбуна Коппелиуса к восхитительно вдохновенному убийце-Мираклю самый востребованный российский бас шел, казалось, эмоционально необозримым маршрутом. Хибла Герзмава, вызвав понятное сочувствие к погибающей Антонии, в то же время, сумела ужаснуть холодом ее творческого эго: посмертный театр явился этой героине единственной формулой рая. Наталья Петрожицкая подчеркнула в партии Джульетты двусмысленное очарование манипулянтки, играющей неотличимостью коварства от любви. Зато совсем безгрешным механизмом соблазна предстала Надежда Павлова в образе винтажной куклы Олимпии. На сцене пермского Театра оперы и балета, где она с 2014 года исполняет эту роль в образе резиновой куклы из сексшопа, рекордному количеству оффенбаховских колоратур сопутствует невероятное количество сложнейших цирковых телодвижений. С момента пермского дебюта в партии Олимпии у Павловой случились некоторые перестройки вокала: прошлогодняя работа над образом Виолетты Валери для «Травиаты» Роберта Уилсона увели ее точеное сопрано на глубину, затянули юную «блескучесть» голоса женственной светотенью. Тем, кто впервые услышал эту певицу в Москве, ее выступление понравилось. После «поломки» Олимпия грохнулась на пол с задранными ручками-ножками и лежала, не шелохнувшись, пока медленно закрывали занавес. Зал устроил пермской гостье овацию.

После антракта Надежда Павлова снова вышла на сцену в сопровождении критика Алексея Парина, который вручил ей Приз Ассоциации музыкальных критиков – 3D статуэтку с изображением певицы в роли Виолетты Валери из спектакля «Травиата» Пермского театра оперы и балета. Свой ежегодный Приз Ассоциация музыкальных критиков присуждала во второй раз в своей истории и впервые – между половинами оперного спектакля, идущего в режиме реального времени. В волнующей тишине неожиданно модулировавших в церемонию «Сказок Гофмана» была оглашена призовая формулировка: «Травиате» пермского Театра оперы и балета. За сотворчество мэтров и музыкантов нового поколения: Роберт Уилсон, Теодор Курентзис, Надежда Павлова». Принимая статуэтку, Надежда Павлова обошлась минимумом слов благодарности, впрочем, трепет и гордость читались в ее позе с высоко поднятой, наподобие «Оскара», фигуркой.

В прошлом году Приза критики была удостоена Полина Вайдман (1947-2016), ведущий в стране исследователь творчества П.И.Чайковского, увы, ушедшая из жизни в ноябре прошлого года. В шорт-лист Приза нынешнего сезона, помимо пермской «Травиаты», вошли еще четыре номинанта. Каждый – с формулировкой, убеждающей в уникальности призовых претендентов. По итогам сезона 2015/16 таковыми оказались Госоркестр России под управлением Владимира Юровского («за просветительский максимализм и открытие новых партитур: от Шостаковича в реконструкции до Вустина в резиденции»), «Роделинда» («за Большой театр без границ: успешное овладение искусством барокко в партнерстве с Английской национальной оперой»), «Безумные дни» в Екатеринбурге («за творческую адаптацию европейского фестивального формата, вызвавшую рост популярности классической музыки среди широкой публики»), бокс «Рихтер» фирмы «Мелодия» («за комбинацию архивного дела и издательского мастерства») и «Хроника мировой оперы» Михаила Мугинштейна («за сопряжение эпох истории оперного жанра, выявленное в трехтомном энциклопедическом труде»).

Если продолжением декабрьской церемонии, проведенной Ассоциацией музыкальных критиков в партнерстве с руководством МАМТа и Антоном Гетьманом лично, стал венецианский акт «Сказок Гофмана», то продолжение истории ежегодного Приза критики за сезон 2015/16 года сказочным образом перекинулось в наступивший год. Полагая свою деятельность обращенной как к артистам, так и к тем, для кого их и надо открывать, основным своим Призом Ассоциация музыкальных критиков мыслит не фигурку, а организуемый в Московском доме музыки сольный концерт Надежды Павловой. Пока согласованной с ММДМ и Надеждой Павловой датой концерта является 9 апреля 2017 года. Помимо арий Донны Анны из оперы Моцарта «Дон Жуан», Виолетты Валери из оперы Верди «Травиата» в программе концерта обязательно прозвучит ария Олимпии из оффенбаховских «Сказок Гофмана».

 

Фото Олега Черноуса предоставлены пресс-службой МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»