Случай в борделе События

Случай в борделе

В «Геликоне» Дмитрий Бертман поставил «Травиату» Верди

В один из дней премьерной серии зрителям перед началом спектакля раздавали подарочные издания «Дамы с камелиями» Дюма – того самого романа, по которому Верди написал «Травиату». Полистав книгу, задумываешься: а, действительно, хорошо ли мы знаем оригинал, чтобы понять ход мысли создателей оперы и оценить последующие действия режиссера?

В середине XIX века, когда французские писатели всерьез занялись бытописанием светской жизни Парижа, образ содержанки – дамы полусвета, как их тогда называли, списывался с натуры. У Дюма пролог романа посвящен Мари Дюплесси, реально существовавшей куртизанке, ставшей прототипом главной героини книги – Маргариты Готье. В либретто она получает имя Виолетта Валери, а ее молодой возлюбленный превращается из Армана Дюваля в Альфреда Жермона.

За долгую историю постановок с момента премьеры в 1853 году «Травиата» интерпретировалась в самых разных аспектах. Ближе всего к Дюма оказалась легендарная экранизация Дзеффирелли, начинающаяся, как и роман, с момента аукциона. В версии Дмитрия Бертмана Виолетта оказывается не столько французской куртизанкой эпохи Бальзака и Дюма – женщиной-мотыльком, не связанной моральными устоями, сколько проституткой из романов Мопассана и Золя. Если Верди после провала на премьере пришлось перенести действие на полтора века назад, то в «Геликоне» на сцене зритель увидел «картинку» конца XIX века. Виолетта из «заблудшей» превратилась в «падшую» (так по-разному можно перевести слово «травиата») и была определена волей режиссера в публичный дом, где и развернулись события первого действия.

Толпа девиц «легкого поведения» словно сошла с картин, изображающих красоток из Мулен Руж в корсетах и подвязках, – впрочем, массовка в стиле кабаре во фривольных одежках довольно часто появляется в спектаклях Бертмана как некий символ вседозволенности. Посетители борделя Мадам Флоры – сплошь «слюнявые» подагрические старцы, включая барона Дюфоля, покровителя Виолетты Валери. Молодой, пышущий здоровьем Альфред (Игорь Морозов) составил выгодный контраст постоянной клиентуре и легко завоевал сердце героини – она немножко поломалась, для вида, но быстро ответила взаимностью.

Психологическая подоплека отношений и ситуаций раскрывается в сценографии. С помощью проекции на суперзанавес воссоздается площадь где-то в историческом центре Парижа – то ли в районе бульвара Клиши, то ли в Латинском квартале. Сюда захаживают клошары с собакой, на эту площадь выбегает разгоряченная Виолетта (Лидия Светозарова), чтобы спеть свою арию «Ah, fors’è lui che l’anima solinga ne’tumulti». Моросит дождик, беглянку разыскивает Альфред с зонтиком – так романтично завершается экспозиция истории.

Лидия Светозарова – Виолетта и Алексей Исаев – Жермон

Уже с первых нот Прелюдии приковывает внимание не только то, что происходит на сцене, но и то, что делается в оркестровой яме. Это еще одна приманка премьерного цикла – дебют Александра Сладковского как оперного дирижера в Москве. Он немножко вольничает – темпы берутся во многих моментах сдержаннее обычного, и остается гадать: то ли певица не может спеть с должной подвижностью кабалетту, то ли это желание «укрупнить» мысль Верди, придать его мелодичной музыке немецкой тяжеловесности и серьезности.

В каких-то моментах это работает на образ, но иногда слух сопротивляется – есть уже устоявшиеся темпы, и хочется в «бриндизи» привычной бравурности.

Одного не отнять: оркестр у Сладковского играет с фирменной для этого дирижера дисциплинированностью. К четвертому спектаклю все ноты были выучены, ансамбли слажены, а основы вердиевского стиля пропущены не только через разум, но и сквозь сердце.

Во втором акте действие переносится в пригород Отейль – тогда мирную деревню, чья пасторальная идиллия подчеркнута белой цветовой гаммой – одежды Виолетты и Жермона, ковер в гостиной, мебель – все сияет белизной. И вторжение Жермона-старшего (Алексей Исаев), одетого в черный сюртук, лишь подчеркивает в нем «постороннего», разрушителя гармонии этого жилища и внутреннего мира обитателей. То, что Жермон – якобы один из бывших посетителей борделя Флоры и пользовался услугами Виолетты, не слишком меняет суть происходящего. Психологический поединок, как и положено по сюжету, приводит к поражению Виолетты. Красивый баритон Алексея Исаева иногда слегка «пережимает» в драматизме и демонизирует своего персонажа, делая из него «черного человека», вестника несчастья и в итоге смерти. Впрочем, возможно, таков был замысел режиссера, как и психологическое переосмысление роли служанки Аннины в третьем действии. Она (в пару Жермону) также становится «черным ангелом», демонстрируя полное бесчувствие к страданиям Виолетты. Возвращение Альфреда с неизменной бутылкой в руках (видимо, этот атрибут должен намекнуть о легкомысленности героя) не может уже ничего изменить: он с ужасом вглядывается в бывшую возлюбленную и суетится, пытаясь отсрочить неизбежный конец.

Стремился режиссер или нет, но его метафоры читались прямолинейно-назидательно, словно он решил оставить изящные аллюзии предыдущего стиля и заняться воспитанием чувств. Так нам было продемонстрировано, что «проституция – это плохо», и надо беречь честь смолоду, ведь прошлое тебя настигнет, когда ты этого не ждешь. Музыкальное повествование текло при этом своим чередом, и Виолетта – страстная, чувственная, порывистая – такой она вышла у Лидии Светозаровой, – вызывала, как и всегда, трепетное сочувствие. В финале «коробка» комнаты Виолетты поднималась над сценой, словно высвобождаясь от земных оков, и стоящая к залу спиной фигура в лучах прожектора в белой одежде готовилась шагнуть в вечность. В этот момент так и хотелось воскликнуть: «Спасена!» Но это уже – из другой оперы.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии