Смычок и скальпель События

Смычок и скальпель

Чуть начался московский концертный сезон, а на голову слушателя уже успели вылить несколько ушатов современной музыки. Всю ее отбирали для исполнения сами музыканты

Простая сложность

Мы стали редко ходить в Большой зал консерватории – а чем мы виноваты, если в Зале Чайковского или в «Зарядье» теперь интереснее? Но вот Владимир Юровский открыл в БЗК сезон Госоркестра концертом памяти Евгения Светланова, и мы были несказанно рады оказаться в любимом месте. Концерт был адресован не ценителям современной музыки, а широкой публике: в нем игрались и Рахманинов, и Энеску, но начали с Алексея Ретинского, чей De Profundis произвел фурор на прошлогоднем фестивале «Другое пространство».

Теперь, по предложению Юровского, Ретинский еще более увеличил количество партий в оркестре, так что струнные стали звучать, как непроглядная куча хвороста, в которой, однако, нет-нет, да и можно было расслышать отдельную веточку или сучок. Опус Ретинского обладает тем счастливым качеством, что он, будучи эталонно сложной современной музыкой, вместе с тем прекрасно воспринимается публикой. В этот раз не повторилось того, что мы наблюдали в прошлом году, когда молодого композитора трижды поднимали на поклон (сейчас – только дважды), но классики, висящие по бокам зала в овальных рамках, остались довольны: к ним в компанию движется весьма ценный кадр.

Фото: Вера Журавлева

Играть как говорить

Мощную программу из вещей живого классика Стива Райха представил в Центре «Дом» московский ансамбль OpenSoundOrchestra, выступавший на этот раз в составе струнного квартета – правда, с колонками, из которых звучали еще два или три струнных квартета, а также сэмплы с шумами и голосами. Как легко догадаться, открывали программу знаменитые Different Trains (1988), которые уже десятки лет по всему миру исполняет «Кронос-квартет», однажды даже доехавший с ними до Москвы, а именно до упомянутого Большого зала консерватории. Теперь музыканты OpenSoundOrchestra играли вместе с фонограммой культовой американской четверки, что напоминало о несовершенстве звукозаписи прошлого века, но звучало очень аутентично.

В завершение программы прозвучал более новый опус Стива Райха, сделанный по тому же принципу: мелодический материал, накладывающийся на ровную ритмическую сетку, образован из отрывков людских реплик. Опус WTC 9/11 создан в 2010 году, спустя годы после трагедии 11 сентября 2001 года, и звучит очень напряженно. Качество записи здесь высокое, от чего становится еще страшнее. Отрывки переговоров диспетчеров и спасателей, записанные во время теракта, в точности дублируются инструментами, и музыканты квартета OpenSoundOrchestra проявили виртуозную ритмическую точность: в особенности много струнной работы выпало на долю великолепной виолончелистки Ольги Калиновой.

Лидер квартета скрипач Станислав Малышев комментировал программу не пугая, а шутя, музыкальной же разрядкой стал исполненный посередке Тройной квартет (1998), где музыканты тоже играли с записью, но уже без сэмплов. Три части опуса мало напоминали обычного Райха, словно превратившегося в чувствительного европейца: возможно, дело тут в дорогих ему еврейских интонациях, на которых выстроилась более чем удивительная медленная часть.

Виола хирургическая

Фестиваль Viola is My Life смело спрягает современную музыку с барокко: на одном из концертов фестиваля, прошедшем в том же Центре «Дом», худрук фестиваля альтист Сергей Полтавский и его коллеги, игравшие кто на виолах, кто на альтах, а кто и на других инструментах – вплоть до электрогитар, угостили нас, например, обработкой гамбовой сонаты Баха или шокирующе физиологичной гамбовой пьесой Марена Маре «Картина хирургической операции». Большую часть программы занимала, однако, современная музыка, и сочинения не имели друг с другом ничего стилистически общего. В композиции Анны Поспеловой Against исполнители извлекали звуки из инструментов, лежавших перед ними горизонтально, а цикл «Песни и канты» Руста Позюмского, сочетающий индивидуальную интонацию с традиционными фольклорными и солдатскими русскими моделями, пелся и игрался в несколько клубном стиле. На закуску участники фестиваля большим составом сыграли композицию «Round Roads» Роберта Дэвидсона, в которой средства джаза и рока были организованы во вполне академично написанную партитуру.

Общим для всех концертов, где звучала современная музыка, было приятное ощущение свободы: музыканты не подчиняются власти композиторских направлений, школ и догм, а выбирают музыку по собственному вкусу.

В ногу со временем События

В ногу со временем

Рязанский русский народный хор имени Е.Г. Попова представил мировую премьеру сценической кантаты Рустама Сагдиева «Притча»

Летели качели События

Летели качели

«Новая драма» триумфально победила на Пермском краевом фестивале лучших спектаклей «Волшебная кулиса»

Искусство, приводящее в чувство События

Искусство, приводящее в чувство

В ноябре в Екатеринбурге прошел IX Международный фестиваль современного танца «На грани»

Не на небе – на земле События

Не на небе – на земле

Иван Васильев поставил «Конька-Горбунка» в Башкирском театре оперы и балета