«Снегурочка» как пестрый карнавал и мелодрама События

«Снегурочка» как пестрый карнавал и мелодрама

Сезон Мариинского театра открылся премьерой оперы Римского-Корсакова

Присыпанная белым снегом черная земля, чаепитие на фоне голубого глобуса, рассекающая на роликах героиня, въезжающий, подобно Козлевичу, на машине «Антилопа-Гну» герой, восседающий, как Емеля на печи, потешный безбородый старичок в одеждах царских, костер, среди избы горящий, и апокалипсис в финале – таков антураж новой версии оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», прошедшей в Мариинском театре в начале сентября.

Спектакль стал первой крупной премьерой Мариинского театра на новой сцене в столь непростой для искусства 2020 год. Заявленная на апрель «весенняя сказочка» из-за спутавшей все планы пандемии переехала на начало осени (4, 7 и 8 сентября), став одновременно завершением предыдущего, 237-го, и началом нового 238-го сезона. В Мариинке это уже четвертая постановка любимого детища Римского-Корсакова, начиная с январской премьеры 1882 года, а для режиссера и сценариста Анны Матисон «Снегурочка» – третья работа в этом театре. Ее первое самостоятельное режиссерское обращение к опере состоялось в 2014 году, под занавес которого был показан «Золотой петушок» Николая Андреевича, а спустя 5 лет, в 2019-м, в Концертном зале Мариинки Матисон представила свое видение «Пеллеаса и Мелизанды» Дебюсси. Несмотря на дружбу с классическими музыкантами, все-таки главной областью творческой реализации для Анны остается игровое кино, рассчитанное на массового зрителя. И вступая на сцену академического музыкального театра, режиссер с подобным опытом, естественно, начинает применять привычные для него приемы. Спектакль получился ярким и пестрым, с интересно найденными остроумными мизансценами, элементами карикатурности и китча, использованными вполне осознанно как часть постмодернистского дискурса. Впрочем, ассоциативный ряд обращался не только к семейным новогодним комедиям (Анна написала сценарий к нескольким частям шедшего в первой половине 2010-х годов сериала «Елки»), но и к стилистике первых компьютерных игр, с их двухмерной непритязательной графикой, поражавшей в 1990-е годы воображение юных игроманов. Уже в прологе, когда стоящая за занавесом темная «бревенчатая» стена стала расходиться в стороны по диагонали, представляешь себе вслед за ней характерную светящуюся надпись «Level 1». На эстетику 90-х годов намекает также и стоящий весь спектакль в левом углу квадратный черный «рогатый» телевизор, к которому периодически подбегала главная героиня.

Идею своего спектакля постановщик обозначила как «противопоставление Снегурочки сообществу людей», сделав укор современному обществу, «настроенному на потребление» и неспособному «видеть истинную красоту человеческих отношений». Эта концепция прекрасно подошла бы к мелодраматическому сюжету, но именно в этой опере Римского-Корсакова он меркнет перед более важными составляющими, а именно сказкой и мифом, разметавшими попытку поставить грустную назидательную мелодраму на мелкие осколки. «Снегурочка» – это произведение не о том, что «мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает» (Снегурочка любит Леля, Купава – Мизгиря, но те делают обратный выбор), и уж, конечно, это не детская «сказочка» (хотя советские методисты зачем-то именно эту оперу поставили в курс музыкальной литературы для ДМШ). Эта вещь, как и многое у Римского-Корсакова, о невыразимой тоске о небесной, идеальной красоте, и о ее принципиальной невозможности существования на нашей земле, так же как невозможно, чтобы на улице царил вечный май. На смену весенним цветам приходят плоды, и бог Ярило «жесток» ровно настолько, насколько жестоко время с его неумолимым ходом. Хоровые обрядовые сцены, с этнографической тщательностью выписанные композитором, в опере как раз символизируют узловые точки смены времен года, от зимы к весне и от весны к лету. Мужская пара героев-любовников в «Снегурочке» – Лель и Мизгирь – прямые противоположности друг другу. Один из них практически андрогин, дитя природы, поющий роскошным низким женским голосом, другой – пришелец извне, не признающий законов природы и мира, где он находится, наделенный драматическим баритоном. В постановке Анны Матисон оба персонажа шаржированы: одетый в длинную бесформенную рубаху Лель (замечательное по своей музыкальной выразительности воплощение этой роли контратенором Артемом Крутько) и щеголяющий в пижонистом кафтане Мизгирь (брутальный Гамид Абдулов), который буквально въезжает в действие на смешном ретроавтомобиле с клаксоном (вполне себе уместном в итальянских комических операх, но никак не  у Римского-Корсакова), а в финальной сцене нелепо прыгает навзничь спиной в оркестровую яму, падая на предусмотрительно постеленные маты, лежащие весь спектакль посреди музыкантов). Толпой берендеев Мизгирь манипулирует, заставляя своих помощников подбрасывать вверх купюры и выносить из автомобиля сверкающие подарочные бутиковые пакеты. Его приставания к Снегурочке исполнены решительной силы, что при подростковом образе героини в белом платьице читались в современном контексте весьма неоднозначно. Символом чистой души Снегурочки становится белый надувной шарик, который виден в самом начале еще при закрытом занавесе. С этим шариком похожая на обиженного ребенка героиня ходит на протяжении всей оперы вплоть до последней сцены, где в сцене ее смерти шарик взмывает ввысь. В Прологе оперы, где Снегурочка прощается с родителями под лучами прожектора, шарик и платье вдруг окрашиваются кроваво-красным цветом, что вызывает в памяти заключительную сцену сумасшествия героини из «Лючии ди Ламмермур» (итальянские оперы, надо сказать, очень даже неплохо питали воображение русских композиторов). В противоположность белому наряду Снегурочки платье Купавы пестрит многоцветием, а сам персонаж больше напоминает расфуфыренную куклу. Художник по костюмам Ирина Чередникова детально продумала наряды для каждого из персонажей, смешав стили и эпохи, в результате Дед Мороз (харизматичный Андрей Серов) в длинном кожаном пальто с меховыми отворотами стал напоминать вагнеровского Вотана, Леший (блистательный Василий Горшков) в черном тулупе – гоголевского черта, а Весна-красна (Анна Кикнадзе) в красном платье – статусную даму. Эпизод прощания Весны и Снегурочки в заключительном действии оперы в визуальном плане получился, наверное, самым удачным в плане внешней красоты. Художник по свету Денис Солнцев окрасил сцену в мягкий фиолетовый цвет, что в сочетании со стелющимся дымом смотрелось завораживающе. Красная лента, один конец которой был у Весны, а другой –у Снегурочки, может читаться как символ пуповины, связывающей Снегурочку с ее матерью, которая вот-вот оборвется.

Музыкальная часть стала лучшей составляющей прошедшего вечера. К чести постановщиков, раскрывших все купюры и сокращения, переливающаяся разными красками и тембрами партитура оперы предстала во всем своем великолепии. Маг и кудесник Валерий Гергиев вытаскивал фрагменты то похожие на Вагнера, а то вполне себе предвосхищающие роскошный стиль Рихарда Штрауса. Все главные солисты были на высоте – и женская пара (необыкновенно трогательная и искренняя Анна Денисова в роли Снегурочки и энергично-нахрапистая Купава – Екатерина Санникова), и мужская (уже упоминавшиеся контратенор Артем Крутько и баритон Гамид Абдулов). В противоположность преобладавшей на сцене визуальной пестроте, в оркестре все было слаженно, имеющие концептуальное значение у композитора тембры (флейта – Снегурочка, кларнет – Лель, валторна – Весна, арфа – солнечные лучи) были ясно выделены, но при этом слушались как голоса единого большого ансамбля, нигде не заглушавшие певцов. Даже заключительный хор, гимн Яриле-солнцу, который по мысли постановщиков должен был прозвучать «агрессивно и страшно», прозвучал именно так, как он и был написан Корсаковым, – величественно и торжественно. Ведь в отличие, например, от помпезного шествия в Пятой симфонии Чайковского финал «Снегурочки» – не о торжестве «государственной машины, которой дела нет до маленького человека», а об утверждении извечных законов Бытия, где счастье и горе, ликование и трагедия столь часто идут бок о бок.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии