СОБЫТИЯ ИЮНЯ Анонсы

СОБЫТИЯ ИЮНЯ

Tim Hecker & Konoyo Ensemble, Muse, фестиваль «Звезды белых ночей», «Парижское веселье», «Перикола», фестиваль имени А. П. Чехова, гала-концерт «Артистов Радио России» и другие

Лев Ганкин,
музыкальный журналист и радиоведущий

4 июня
Культурный центр «ЗИЛ»
Tim Hecker & Konoyo Ensemble

Канадец Тим Хекер – из тех, кого справедливо назвать не просто музыкантом, а саунд-артистом: его интересует не только мелодия, гармония и ритм – три кита композиторской профессии, – но и тонкая работа с фактурой и текстурой звука. Последняя включает в себя в том числе и генерацию абсолютно новых звучностей на основании семплов и так называемых found sounds – вплетенных в ткань композиций звуков не инструментального, а, скажем, природного или техногенного происхождения. Определить источник того или иного звука не всегда представляется возможным – Хекер подвергает их причудливой деконструкции, – но на выходе получаются саунд-коллажи довольно впечатляющего свойства. Любой альбом артиста – это опыт создания своеобразной автономной акустической среды, а концерт, соответственно, – опыт погружения в нее.

Все это сделало Тима Хекера одним из лидеров современного дроун-эмбиента и мастером абстрактных, медленно разворачивающихся перед слушателем электроакустических звуковых полотен, достигающих порой почти симфонической силы – таковые содержатся на его лучших пластинках от дебютной «Haunt Me, Haunt Me, Do It Again» до относительно недавнего диска «Virgins». Не чуждый творческому сотрудничеству, он не всегда записывался один: ряд работ Хекера был сделан в соавторстве со сходно мыслящими музыкантами – от Эйдана Бейкера (он же Nadja) до Дэниэла Лопатина (он же Oneohtrix Point Never). Однако в Москву артист едет по итогам куда более любопытной коллаборации – два последние его альбома записаны вместе с исполнителями гагаку, японской классической музыки. В и без того насыщенную палитру его треков, таким образом, вторгаются не просто новые, доселе не встречавшиеся в ней звуки – но элементы принципиально иного музыкального мышления.

15 июня
«Лужники»
Muse

Группа Muse по-прежнему понимает музыку «рок» так же, как ее понимали в 1970-е годы, – как крупномасштабный студийный и особенно концертный аттракцион. Отсюда обилие виртуозных соло, героические позы и впечатляющая шоу-программа, которой сопровождается каждое выступление ансамбля – со сложной, тщательно разработанной сценографией, видеорядом и прочим. Все это заслуженно превратило Muse в стадионных звезд, в каковом статусе они уже не первый раз являются и в Москву – за очередным неизменным аншлагом.

Откровенно говоря, в их уравнении в последние лет десять стало слегка недоставать собственно музыки (за уровень всего остального на выступлении Muse можно не волноваться). На заре карьеры – начиная с дебютного альбома «Showbiz» и до диска «Black Holes and Revelations» включительно, стильную обложку к которому делали дизайнеры Hipgnosis, ответственные за классические конверты Pink Floyd, – ансамбль играл патетический, мегаломанский, полностью лишенный изящества, но при этом стопроцентно творчески состоятельный арт-рок с элементами более поздней гитарной «альтернативы». Когда-то они всерьез соперничали с Radiohead за звание лидеров новой британской рок-волны – и, пожалуй, даже одержали промежуточную победу (правда, в большей степени из-за того, что Radiohead ушли в принципиально иную сторону, увлеклись экспериментальной электроникой и, можно сказать, не явились на очередной бой).

Но примерно с 2009-го Muse качнуло не в ту сторону, от чего они по сей день не оправились: в текстах и аранжировках группа окончательно утеряла чувство меры, чередуя помпезный симфонизм с танцевально-электронными выходами самого расхожего свойства – от техно-попа до дабстепа. И, пожалуй, живое выступление на сегодняшний день – это единственная ситуация, в которой их методы продолжают работать. Во-первых, там до сих пор звучат в том числе и старые – хорошие! – песни. Во-вторых, перед эффектной концертной подачей ансамбля, перед всей этой бесстыжей, но яркой классик-роковой вампукой в духе пинк-флойдовских шоу былых времен, в самом деле, нелегко устоять.

22-23 июня
Парк «Коломенское»
Фестиваль «Усадьба Джаз»

Подобно своему прототипу, культовому фестивалю в швейцарском Монтрё, ежегодная московская (ранее подмосковная) «Усадьба Джаз» вовсе не чисто джазовая история. Разворачивающийся по традиции на просторах какого-нибудь музея-заповедника (долгие годы «Усадьба Джаз» проходила в Архангельском, потом опробовала Царицыно, прежде чем осесть в Коломенском), это демократичный open air, на котором оказываются в равной степени уместными как американские джазовые классики, так и, например, Борис Гребенщиков. Единственное непреложное условие высокий профессиональный уровень исполнителей: «Усадьба Джаз» не смотр начинающих музыкантов, а мероприятие более аристократического свойства (и неслучайно одна из сцен на фестивале по традиции так и называется: «Аристократ»).

Список артистов, приглашенных на фестиваль в 2019 году, предсказуемо пестр. В хедлайнерах Black Eyed Peas, хитмейкеры из 2000-х, в песнях которых, кстати, и правда встречались джазовые гармонии, хотя это не всегда было заметно за глянцевым поп-рэп-фасадом. Лишившись своего секс-символа, певицы Ферги, Black Eyed Peas обозначили возвращение к истокам то есть к олдскульному социально ответственному джаз-рэпу на прошлогоднем альбоме «Masters of the Sun Vol. 1». Помимо них, веселье на «Усадьбе Джаз» обеспечат Иван Дорн, которому, кажется, надоел ярлык «русскоязычного Jamiroquai» в программе «Jazzy Funky Dorn» он замахивается чуть ли не на Стиви Уандера, а также британский певец, пианист и шоумен Джейми Каллум. В творчестве последнего обнаруживаются в числе прочего джазовые обработки популярных произведений из иных стилистических пространств: вплоть до песен Рианны или группы Radiohead.

На другом эмоциональном полюсе трепетный исполнитель неосоула Майкл Киванука, живой наследник Эла Грина или Марвина Гэя, а также голландка Шарон Ковакс, обладательница очень обаятельного низкого и чуть хрипловатого голоса, идеально подходящего туманным джазовым балладам, из которых в значительной степени состоит ее репертуар. Не менее стильно звучат инструментальные композиции ансамбля CinematicOrchestra мастеров сумрачного даунтемпо, которое подошло бы саундтрекам к фильмам нуар. А за экзотику на «Усадьбе Джаз» ответит тунисский музыкант с парижской пропиской, певец и исполнитель на уде (струнный щипковый инструмент) Дхафер Юссеф: его музыка изобретательный и яркий этно-фьюжн.

Ольга Русанова,
музыкальный обозреватель «Радио России»

Мариинский театр
Международный фестиваль «Звезды белых ночей»

В Концертном зале Мариинского театра, прямо в первый день июня – премьера оперы Вагнера «Тангейзер» в постановке Вячеслава Стародубцева, которую повторят 16 и 29-го числа. Это одна из немногих вагнеровских опер, которые в Мариинском еще не были поставлены («белым пятном» остаются теперь только «Мейстерзингеры», если, конечно, не считать ранних «Запрета любви», «Фей» и «Риенци»). И похоже, вскоре вагнеровский список Валерий Гергиев закроет, собрав у себя наиболее полную антологию одного из своих любимых композиторов. Не менее любопытна еще одна фестивальная премьера – «Девушка с Запада» Пуччини – хотя бы потому, что в России она не идет вообще (режиссер – Арно Бернар, который уже ставил в Мариинке «Сицилийскую вечерню» Верди и целый ряд спектаклей на других российских сценах). Между тем «Девушке» чуть больше ста лет, она была написана по заказу нью-йоркского театра «Метрополитен», где в 1910 году и состоялась легендарная премьера с участием Тосканини и Карузо в главной роли Дика Джонсона. Сегодня в мире эта опера о приключениях калифорнийских золото­искателей в середине XIX века вполне себе репертуарное произведение, такая «классика-классика». Посмотреть премьерные показы в Мариинке‑2 можно 14 и 28 июня.

Большой театр
Жак Оффенбах. «Парижское веселье», «Перикола»

Между тем в июне в Большом театре на разных сценах появится неожиданно много Оффенбаха: сначала премьера балета Мориса Бежара «Парижское веселье» (13 июня, Новая сцена, вместе с возобновленной «Симфонией до мажор» Баланчина). Затем – новая постановка оперетты (или оперы-буфф) «Перикола» на сюжет из жизни перуанской актрисы и певицы XVIII века (20 июня, Камерная сцена). Ее у нас уже подзабыли, между тем еще недавно это было популярное название – например, в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в советское время «Периколу» ставили несколько раз, в 1930-е годы в спектакле блистала Любовь Орлова, которую именно в роли Периколы увидел и заметил Григорий Александров. И, по легенде, именно с этого момента начался ее киновзлет!

Произведение это живое, полное юмора, с дивной музыкой – одна только ария слегка перебравшей, икающей Периколы «Какой обед нам подавали» чего стоит – настоящий концертный хит! Молодая команда постановщиков (режиссер Филипп Григорьян и драматург Илья Кухаренко) предлагает значительно переосмысленную версию с новым текстом (автор перевода Женя Беркович), актуализированной историей и иным, далеким от советского опереточного стиля звучанием партитуры (дирижер – Филипп Чижевский).

Театр имени Моссовета
Мастерская Петра Фоменко
Международный театральный фестиваль имени А. П. Чехова

Чеховский фестиваль все чаще попадает в орбиту нашего внимания, так как становится более музыкальным. В этом году, в связи с 70-летием установления дипломатических отношений между СССР и КНР, в его афише заметен китайский акцент. В июне нас ждет настоящий парад балета из Поднебесной. Это «спектакль-гипноз» «Вечное движение жизни» из Тайбэя (12–14 июня, Театр имени Моссовета), «Формоза» – постановка еще одной танцевальной компании Тайваня (в переводе с португальского «formosa» – «прекрасная», так исторически назывался остров Тайвань; на той же сцене 17–18 июня). Далее – одноактные балеты пекинского Театра танца ТАО (18–20 июня, Мастерская Петра Фоменко) и «11 воинов», пластическое шоу об истории кунг-фу в исполнении пекинской труппы знаменитого Джеки Чана (25–29 июня, Театр имени Моссовета).

Большой театр
«Опера на бис»: гала-концерт «Артистов Радио России»

Премия «Артист Радио России» была учреждена в 2016 году, главная ее цель – информационная поддержка и курирование проектов молодых талантливых артистов в течение трех лет. По сути, это новая форма сотрудничества артистов и радиостанции, которая становится им другом, советчиком и помощником, дает возможность громче заявить о себе, поверить в свои силы. Среди лауреатов – молодые талантливые певцы Сергей Кузьмин (солист Михайловского театра), Артур Каипкулов (солист Башкирской оперы), Владимир Дмитрук (солист МАМТ) и Гузель Шарипова (солистка Большого театра). В сопровождении симфонического оркестра Большого театра под управлением Антона Гришанина они исполнят арии и дуэты из опер Римского-­Корсакова, Верди, Бизе, Доницетти, Гуно. Впрочем, это будет не просто концерт – скорее действо, похожее на радиошоу и оформленное в стиле Энди Уорхола. 4 июня, Новая сцена.

На Чеховском фестивале покажут знаменитое шоу Джеки Чана «11 воинов»

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НАВИГАТОР С ИЛЬёй ОВЧИННИКОВЫМ

1 июня
Третьяковская галерея
Юлиан Рахлин, Сара Макелрави, Борис Андрианов, Итамар Голан
Моцарт, Дворжак, Брамс

2 июня
Третьяковская галерея.
Конференц-зал Инженерного корпуса
Дмитрий Илларионов, Родион Петров, Евгений Субботин, Андрей Усов, Борис Андрианов, Игорь Федоров, Филипп Копачевский и др.
Программа «Satie-видения / Satie’s-fiction»

3 июня
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Марк-Андре Амлен
Кастельнуово-Тедеско, Шопен

5 июня
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Ильдар Абдразаков, дирижер Владимир Юровский
Денисов, Дебюсси, Мусоргский, Циммерман

6 июня
ММДМ, Камерный зал
Оркестр Musica Viva, дирижер и солист Александр Рудин
Гайдн

7 июня
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Сергей  Лейферкус, Всеволод Гривнов, Андрей Батуркин, Максим Пастер, дирижер Владимир Юровский
Шебалин, Шнитке, Рахманинов

7 июня
Малый зал консерватории
Алексей Любимов
Уствольская, Сильвестров

8 июня
Малый зал консерватории
«Студия новой музыки»
Франческони, Шельси, Шаррино, Риччи, Берио

8 июня
Большой зал консерватории
Борис Березовский
Чайковский, Метнер, Рахманинов, Скрябин

9 июня
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Ильдар  Абдразаков, Максим Пастер, Андрей Батуркин и др., дирижер Владимир Юровский
Буцко, Мусоргский

11 июня
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Оркестр и хор Мариинского театра, Екатерина Семенчук, Станислав Трофимов, Михаил Петренко, Евгений Никитин, Лариса Гоголевская и др., дирижер Валерий Гергиев
Мусоргский. «Хованщина» (опера в концертном исполнении)

14 июня
Концертный зал имени П. И. Чайковского
«Оркестра исторична», Макс Эмануэль Ценчич, Юрий Миненко, Диляра Идрисова и др., дирижер Мартина Пастушка
Леонардо Винчи. «Сигизмунд, король Польши» (музыкальная драма в концертном исполнении, премьера в России)

18 июня
«Зарядье», Малый зал
Денис Шаповалов, Евгений Брахман
Рахманинов

Объявлен конкурс композиторов «Партитура» Анонсы

Объявлен конкурс композиторов «Партитура»

Семь симфонических номинаций – такого масштаба мы еще не знали

Наталья Осипова танцует на фестивале «Дягилев P.S.» Анонсы

Наталья Осипова танцует на фестивале «Дягилев P.S.»

События ноября Анонсы

События ноября

«ПОСВЯЩЕНИЕ АЛЬФРЕДУ ШНИТКЕ», СОЛЬНЫЕ КОНЦЕРТЫ МИХАИЛА ПЛЕТНЁВА, «ГОСТИНЫЙ ДВОР» ВАСИЛИЯ ПАШКЕВИЧА, FAUST, «ДЕТИ PICASSO», GY!BE

СОБЫТИЯ ОКТЯБРЯ Анонсы

СОБЫТИЯ ОКТЯБРЯ

Musica mensurata, Октавия, Рабочий и колхозница, Хироми, Nik Bärtsch’s Ronin и навигатор