СОБЫТИЯ ЛЕТА Анонсы

СОБЫТИЯ ЛЕТА

ФЕСТИВАЛЬНАЯ КАРТА МОСКВЫ И ОКРЕСТНОСТЕЙ

Леонид Обложкин,
музыкальный критик

22 ИЮНЯ – 27 ИЮЛЯ
Тульская область,
музей-заповедник «Поленово»
Фестиваль «Век музыки в усадьбе Поленово»

Международный фестиваль, посвященный 175-летию художника Василия Дмитриевича Поленова, пройдет в его фамильном музее-заповеднике и займет шесть уик-эндов июня и июля. Названием «Век музыки в усадьбе Поленово» фестиваль буквально размыкает в нашу жизнь традиции, формировавшиеся здесь еще при жизни Василия Дмитриевича (1844–1927) – не только выдающегося художника, но и архитектора, театрального сценографа-новатора, путешественника, просветителя, к тому же еще и одаренного композитора-любителя.

Программы фестивальных лекций, детских мастер-классов и, собственно, концертов сосредоточены вокруг поленовских начинаний, коим нет числа: от традиций «Народного театра» – до уникального Театра-балагана «Курица и петух (занимай места, пока свет не потух)», от любительских семейных увеселений – до «места силы» профессионалов в лице живших в Поленово художников, композиторов, философов рубежа ХIX–XX веков, и, наконец, от идеи творческого равенства дворянских и крестьянских детей до вовлечения всех в непосредственное взаимодействие с искусством.

Своеобразной апологией всей этой усадебной жизни на фестивале обернется объемный лекционный «сериал». Темы – выбирай любую: «Домашний театр русской усадьбы» (Александр Савинов, 23 июня), «Образы путешествий в музыке, живописи, литературе» (Ляля Кандаурова, 29 июня), «Музыка русских дач: от оркестрины до винила…» (Денис Бояринов, 30 июня), «История балаганного театра в России» (Анна Некрылова, 7 июля), «Рыцарский дух потомков Василия Поленова» (Галина Загянская, 13 июля), «Дружба длиною в жизнь. Размышления живого библеиста» (Анна Шмаина-Великанова, 14 июля), «О временах, когда в Поленово жил Большой театр…» (Сергей Конаев, 21 июля), «Про музыкальные аспекты творчества Василия Поленова в изобразительном искусстве, театре и архитектуре» (Элеонора Пастон, 20 июля), «О жизни и творчестве Анатолия Александрова» (Даниил Петров, 27 июля).

Музыкальная составляющая строится в первую очередь на идее разгерметизации музыкального наследия композитора-любителя В. Д. Поленова с наследием близкого его семье композитора-профессионала Ан. Н. Александрова. Их романсы и ансамбли прозвучат в программе Натальи Кирилловой, ведущего сопрано из Пермского театра оперы и балета (23 июня). В концерте солистов МАМТ – Натальи Петрожицкой и Дмитрия Зуева поленовские вокальные раритеты дополнит подборка произведений «с нотной полки художника» (30 июня). Добрососедское подношение: с генделевской программой на фестиваль пароходом приплывет Камерный оркестр Тарусы (13 июля), неделей позже – Ансамбль старинных инструментов Alta Capella (21 июля). Обоими руководит Иван Великанов, с малолетства связанный с потомками Поленова узами семейной дружбы.

Старорежимный авангардизм В. Д. Поленова нетривиально актуализируют концерты Московского Ансамбля Современной Музыки: кроссовер «Музыка для необитаемого острова» соединит старинных авторов (Гийома Дюфаи, Иоганна Себастьяна Баха) с современными радикалами вроде американского поставангардиста Фредерика Ржевски (6 июля), а подборка «От фольклорного до стадионного» подружит европейский авангард ХХ века с русскими народными песнями в исполнении Сергея Старостина (7 июля).

Серьезность «музыкальных даров» В. Д. Поленову в год его 175-летия подчеркнут статусные академические исполнители – виолончелист Александр Князев (в его выступлении с Басинией Шульман прозвучат сочинения Бетховена и Франка, 29 июня) и Алексей Гориболь (с сенсационным циклом 24 прелюдий Леонида Десятникова «Буковинские песни», 23 июня). А специфически поленовским духом творчества порадует концерт солистов Молодежной программы Большого театра с песнями и ариями постоянного автора поленовского Балаганного театра «Курица и петух» Петра Поспелова (14 июля). Есть чувство, что после открытия фестиваля концертом Хорового ансамбля Intrada c музыкой от В. Д. Поленова до поспеловской «Колыбельной» на стихи Н. Заболоцкого (22 июня), тем более – после фестивального завершения концертом Молодежного хора Дрездена (27 июля), про ширь и даль «поленовских горизонтов» гостей фестиваля заставят думать не только живописные окские ландшафты, но и развиваемая доныне в усадьбе художника традиция неожиданного и живого взаимодействия самых разных стилей, направлений и образов мысли.

10 августа
Московская область, село Подмоклово
Фестиваль «Неизвестная русская музыка»

Те, кто видел главное украшение исторического усадебного парка Долгоруких в Подмоклово – Храм Рождества Богородицы, говорят, что эта итальянская ротонда похожа на приземлившийся инопланетный корабль. На самом деле, стиль достопримечательности (предполагаемого, но не установленного авторства итальянского архитектора Карло Фонтаны) имеет четкое определение: Петровское барокко. Оно и стало стилевым «стержнем»» фестиваля, который в пятый раз пройдет у храмового подножья в формате open air. Фестиваль придумала Вера Воронежская, дочь настоятеля Храма – протоиерея Дионисия Крюкова и аспирантка Московской консерватории. На свой фестиваль она собирает не только соучеников, но и педагогов – известных музыкантов, практикующих историческое исполнительство. В здешних широтах уже слышали пианиста Алексея Любимова, гобоиста Филиппа Ноделя, клавесинистку Ольгу Мартынову. Барокко здесь чтут, словно это – местный genius loci. В семье отца Дионисия любят порассуждать о музыке барокко, как о вершине, «с которой до сих пор мы имеем возможность катиться по наклонной плоскости».

В нынешнем году «наклон» особенный: музыка русского барокко будет отражаться в русском народном творчестве. Название фестиваля – «Неизвестная русская музыка» адресует нашему вниманию многочисленных (но малоизвестных) русских авторов доглинкинской эпохи и фольклор, который развивался параллельно высокой авторской культуре. По словам художественной руководительницы фестиваля, «для движения early music идея не нова: многие европейские ансамбли экспериментировали с сочетанием композиторской и народной музыки. Но у русского фольклора есть своя отличительная черта. Он дошел до наших дней в первозданном виде, таким образом, мы имеем дело с очень ярким, самобытным музыкальным языком, который не менее интересен, чем принципы, использовавшиеся профессиональными композиторами».

За высокодуховное, рафинированное, аристократическое в неизвестной русской музыке XVII–XVIII веков на фестивале выступят адвокатами такие коллективы, как Хоровой ансамбль Intrada, оркестр Pratum Integrum – сплошь из исторически информированных московских музыкантов и ансамбль Hronos. А за низовое, почвенное, народное – ансамбли «Соборяне», «Веретенце», «Под облаками», а также «Нерехтский рожечный хор».

Ради того, «чтобы посмотреть в глаза музыкантам и даже подержать их за руку», организаторы подмокловского фестиваля игриво рекомендуют потенциальным гостям отложить поездку на Зальц­бургский фестиваль, где в нынешнем году в те же самые дни Чечилия Бартоли будет петь в «Альцине» Генделя.

24 августа
Московская область, усадьба Захарово
Фестиваль «Традиция»

Фестиваль «Традиция» в подмосковной усадьбе Захарово – сравнительно недавнее начинание, придуманное писателем Захаром Прилепиным и Эдуардом Бояковым, который в этом году стал директором МХАТ имени М. Горького. Формат однодневного мероприятия не противится понятию «фестиваля», так как объемом программ – до 24 лекций, уйма ремесленно-промысловых мастерских и разножанровых концертов, здесь действительно приобщают к традиционным ценностям невероятное (до 10 тысяч) число людей разных поколений. Всего на один день сюда съезжаются интеллектуалы и меломаны, любители поэзии, литературы и театра. Сочиняемый к тому же еще и ради «умных родителей и любознательных детей», фестиваль становится местом содержательного, познавательного и одновременно деятельного семейного отдыха.

Ценностная ориентация на традиции отечественной культуры не сопротивляется осмыслению этих традиций с позиций современности. Умыслом организаторов фестиваля является сеть междисципли­нарных скрещиваний традиционных и актуальных смыслов, когда разные стороны актерской, философской и человеческой практики поворачиваются к людям довольно необычными сторонами. Философы здесь размышляют о политике и музыке, священники – о литературе, экономисты – о войне, скульпторы – об иконе, кинокритики – о бессмертии, искусствоведы – о христианстве. В формате open air здесь читают стихи столичных и региональных поэтов, проводят встречи с писателями, слушают лекции, внимают полифонии народных, академических и эстрадных музыкантов.

В этом году местом действия порядка шестидесяти программ станут десять площадок усадебного парка, включая дом Марии Алексеевны Ганнибал, бабушки А. С. Пушкина. Продвижение традиционных ценностей с помощью современного искусства привлекает к фестивалю молодежь, а обновляемые ритуалы народных игр и увеселений укладываются яркими впечатлениями в память даже самых маленьких гостей усадьбы Захарово. Среди участников музыкальной программы нынешнего года – ансамбль «Песняры» и создатель пластического театра DEREVO Антон Адасинский, певунья Евгения Смольянинова и мультиперкуссионист Петр Главатских. На фудкорте можно будет угоститься блюдами традиционной русской кухни, а на лужайках позаниматься плетением венков и театральными играми. Традиционным завершением фестиваля станет мультимедийный спектакль, который артисты МХАТ разыграют на усадебном дворе по тексту Захара Прилепина о женщинах Есенина.

Захарово
Лев Ганкин,
музыкальный журналист и радиоведущий

5–7 июля
КЦ «ЗИЛ»
Фестиваль «Боль»

Мероприятие с самым многообещающим названием среди всех летних московских музыкальных развлечений в этом году сменило место проведения и изрядно разрослось: в помещениях культурного центра «ЗИЛ» оборудуют сразу несколько сцен, а концерты растянутся на три полноценных фестивальных дня. Среди зарубежных гостей – собравшийся заново коллектив The Good, The Bad & The Queen под управлением лидера Blur и Gorillaz Деймона Албарна с легендарным почти 80-летним афробит-барабанщиком Тони Алленом в составе; прошлогодняя британская сенсация SOPHIE (да, именно кэпслоком), предельно изобретательно деконструирующая клубную электронную музыку; ретро-психоделические японцы Kikagaku Moyo и другие интересные проекты. Впрочем, «Боль», по традиции, сильна скорее местным десантом – это фактически единственный в своем роде шоукейс российской андеграунд-сцены. На фестиваль приглашены многие ньюсмейкеры последних лет: Монеточка (умный и находчивый тви-поп обо всем на свете), «Аигел» (татарский рэп с девушкой у микрофона) и «Хадн дадн» (обаятельный синти-­поп). По сравнению с ними такие артисты, как «4 позиции Бруно» (мрачная электроника) или «ГШ» (изобретательный авант-панк), уже кажутся ветеранами. Ну а проект под названием «Кобыла и трупоглазые жабы искали цезию, нашли поздно утром свистящего хна» (между прочим, в самом деле ветераны российского музыкального подполья!), как обычно, украшает программу фестиваля одним лишь своим заголовком.

12–14 июля
Парк Горького
Фестиваль Park Live

Спустя неделю после «Боли» – еще один представительный трехдневный фестиваль существенно более мейнстримного толка. Разместившись в Парке Горького, Park Live в этом году везет в Москву отвязных южноафриканцев Die Antwoord (по их образу и подобию во многом конструирует свой стиль и образ популярная местная группа Little Big), эмоциональных стадионных звезд Thirty Second to Mars во главе с Джаредом Лето и несколько истеричных британских постхардкорщиков Bring Me the Horizon. Показательно, что кириллицей в программе пишется имя лишь одного артиста – Дельфина; в отличие от «Боли», Park Live – это почти стопроцентно западническая история. А главной героиней мероприятия тут внезапно может оказаться датчанка MØ, сочинительница прытких и обаятельных электропоп-песен, которая своей дерзостью и бесстрашием, кажется, может заткнуть за пояс любого из хедлайнеров.

30 июля
Adrenaline Stadium
The 1975

Тот случай, когда артисты едут к нам не «сбитыми летчиками», а на самом гребне успеха. Прошлогодний альбом трио The 1975, «A Brief Inquiry Into Online Relationships», достиг первого места в родном британском хит-параде, а критики сравнивали его ни много ни мало с «OK Computer» Radiohead, главной рок-пластинкой 1990-х. Сходства – в широте охвата (как и Radiohead, The 1975 стремятся слить воедино множество актуальных музыкальных стилей и получить на выходе некий новый синтетический саунд), а также в экзистенциальных размышлениях, становящихся тут сырьем для песен; стартовой точкой, как нетрудно догадаться из заголовка пластинки, становится окружающий нас мир интернета и соцсетей. Впрочем, если уж начистоту, до Radiohead группе The 1975 еще плыть и плыть, и в сравнении с «OK Computer» их работа кажется претенциозной и раздерганной. Однако отказать их песням в эмоциональной «включенности» язык не повернется – а в преддверии живого концерта только это, по большому счету, и имеет значение.


Вадим Пономарев,
музыкальный обозреватель

11–14 июля
Калужская область, берег реки Ресса
«Поток»

Арт-кемпинг «Поток» вырос из культового арт-­фестиваля «Пустые холмы», так что репутация высока и неизменна. Тут выступают известные профи вперемежку с откровенными любителями – и это то самое ощущение свободы музыки, о котором грезят со времен Вудстока. Сет-лист никогда не известен заранее (свобода!), но хедлайнерами уже заявлены «Вежливый Отказ», «Добраночь» и «Дайте танк». Не удивляйтесь, если по приезде на фестиваль увидите джазовых звезд, или Инну Желанную, или «Ят-Ха», или супергруппу «ЗаИНДИвели»… А ночью можно слушать не попадающих в ноты панков. Можно все. Кафе – только вегетарианские, алкоголя и табака нет (но никто не запрещает привезти мяса и излишества с собой). Сцен обычно минимум пять, раскиданных по разным полям живописных берегов реки (ох, уж эти романтичные утренние туманы!). Есть электронная сцена, где можно танцевать 24 часа в сутки. И огромное количество мастер-классов по всем областям жизни – от пеленания младенцев до йоги из последнего модного журнала.

3 августа
Москва, Музей-заповедник «Коломенское»
Пикник «Афиши»

Хипстерский фестиваль «Афиши» с 2004 года сильно изменился. Из прибежища для андеграунда, в хаотичном порядке попадавшего со страниц журнала на сцену, фестиваль стал массовым из-за привоза западных звезд, иногда совсем уникальных в России. С 2007 года обжился в парке «Коломенское», несмотря на его безалкогольный статус. В этом году хедлайнером-приманкой станет британский квинтет The Cure – то готичный, то не очень. В этом году они обещали первый с 2008 года альбом, но это не точно. Роберт Смит приедет – вот это наверняка. Еще тут выступят британские фрешмены двухлетней свежести – дуэт Royal Blood, нечто между блюзом и гаражным роком. А еще англичане Blossoms, рашн-перформанс СБПЧ, русский пост-рок «Дайте танк (!)», победитель «Грэмми» по ремиксам ди-джей Mura Masa и другие. Отдельная сцена отдана рэп-лейблу Gazgolder – и тут будут все сливки жанра: сам Баста, гулкий нефанерный проект Скриптонита «Gruppa Skryptonite», T-Fest, Matrang, Смоки Мо, «Вадяра Блюз» и Lucaveros.

9–11 августа
Ярославская область, «Джао Да!ча»
«Летчик. Дача. Лето»

Эко-ферма с коровами, овцами, павлинами и ламами открылась только в июне, а уже в августе – большой фестиваль. И это неудивительно, если речь идет о культовом клубе «Китайский летчик Джао Да». Преданной публике с рюкзаками ему не занимать. Помимо хозяина Алексея Паперного, там выступит столько звезд, что и не знаешь, кого назвать хедлайнером: Zdob Si Zdub, Dolphin, Кирпичи, Пелагея, Noize MC, Найк Борзов, Tequilajazzz, Markscheider Kunst, Mosbrass, Карл Хламкин, Мамульки Бэнд, АлоэВера и др. Главный концертный день – суббота, но в пятницу жалко упустить сет Дельфина, а воскресенье украсят «Мамульки». Мясо и алкоголь будут, но и вегетарианцев не обделят.

Артем Макаров: Хэппи-энда у нас не будет Анонсы

Артем Макаров: Хэппи-энда у нас не будет

Башкирский театр оперы и балета завершает сезон яркой премьерой – оперой «Дон Жуан» Моцарта. ФИЛИПП РАЗЕНКОВ: Дон Жуан – ​не человек, а трикстер Мы попросили главного дирижера и музыкального руководителя постановки Артема Макарова (АМ) рассказать Евгении Кривицкой (ЕК), что интересного нас ожидает по музыкальной части.

Союз четырех Анонсы

Союз четырех

Какие фестивали посетить, чтобы составить полную музыкальную картину ЕВРОПЫ 2019 года

Тропой сталкера Анонсы

Тропой сталкера

Краткий путеводитель по сезону 2019/20: Европа и ее дирижеры

Посланники Урала Анонсы

Посланники Урала

Симфонические коллективы Свердловской филармонии выступят в программе «Русских сезонов» в Германии