События марта Анонсы

События марта

Дворжак, Минковски, Темирканов, The Orb, Tricky и другие

Екатерина Бирюкова,
музыкальный критик, шеф-редактор раздела «Академическая музыка» портала Colta.ru6, 7, 8, 9 марта


Новая сцена Большого театра
«Русалка» Дворжака

Одна из самых популярных сегодня в мире опер в Большом театре никогда не ставилась. История девушки, у которой все как-то не по-людски, изначально основанная на фольклорных мифах, в нынешнем режиссерском оперном мире оказалась очень кстати. В новейшую историю «Русалка» Дворжака вошла не только с именем певицы Рене Флеминг, но и с яркими постановками Роберта Карсена, Йосси Вилера/Серджо Морабито, Мартина Кушея, Стефана Херхайма, Барри Коски. В Большом ее ставят режиссер Тимофей Кулябин и дирижер Айнарс Рубикис, съевшие вместе не один пуд соли: четыре года назад был уничтожен отличный новосибирский «Тангейзер», который они делали вместе. Так что эта постановка – одно из главных музыкально-театральных ожиданий сезона.

9 марта
Концертный зал имени П. И. Чайковского
«Музыканты Лувра» и Марк Минковски

Придирчивым ценителям старинной музыки, которых становится все больше, Московская филармония предлагает легендарный коллектив – французский оркестр «Музыканты Лувра», которым уже почти четыре десятилетия руководит маэстро Марк Минковски. Французское барокко ими изучено вдоль и поперек. И хотя на сегодняшний день их репертуар намного шире и простирается чуть ли не до Вагнера, для первых за 25 лет московских гастролей «Музыканты» выбрали композиторов, которые с ними ассоциируются наверняка – Рамо и Глюка. Правда, одно из заявленных в программе сочинений – «Воображаемая симфония» Жана-Филиппа Рамо – своего рода фейк. Такой симфонии придворный композитор Людовика XV не сочинял, «Музыканты» сами ее составили и любовно сшили из фрагментов его оперно-балетной музыки. Второе сочинение не фейк, хотя и называется – музыка к балету «Дон Жуан». Ее автор – Кристоф Виллибальд Глюк, младший современник Рамо, во второй половине жизни также немало потрудившийся для французской музыкальной культуры. «Дон Жуан», правда, написан им еще в Вене и поставлен там в 1761 году. В отличие от моцартовского однофамильца глюковский Дон Жуан заявляется на кладбище по приглашению Командора, там и гибнет.

27 марта
Большой зал консерватории
ЗкР Санкт-Петербургской филармонии и Юрий Темирканов

В день рождения Мстислава Ростроповича – 27 марта – московский фестиваль его имени открывается уже в десятый раз. За это время он стал прежде всего самым щедрым оркестровым форумом, собирающим коллективы со всего мира. В этом году с 27 марта по 3 апреля в Москве выступят 5 оркестров. Главный зарубежный гость – Оркестр Нацио­нальной академии Санта-Чечилия под управлением Антонио Паппано (30 и 31 марта). А главный российский – знаменитая «Заслуга», достояние Санкт-Петербурга и его белоколонного зала Филармонии. За пультом – царственный Юрий Темирканов. Возможность услышать «ленинградский звук» без всяких примесей будет во втором отделении, где объявлена симфония «Из Нового Света» Дворжака. В первом внимание слушателей все же будет приковано к итальянскому виолончелисту Энрико Диндо, солирующему в концерте Шумана. В 1997 году он одержал победу на парижском конкурсе Ростроповича, и с тех пор его певучая виолончель покорила лучшие площадки мира, в том числе и российские: на прошлогодний фестиваль «Vivacello» он приезжал вместе со своим камерным коллективом I Solisti di Pavia.

 

Лев Ганкин,
музыкальный журналист и радиоведущий

22 марта
клуб Aglomerat
The Orb

Афиша юбилейного концерта британского проекта The Orb в Москве поначалу заставляет недоверчиво прищуриться: неужели этой группе – а значит, и породившему ее музыкальному жанру хаус – уже тридцать лет? Казалось бы, подобные круглые даты пристало отмечать заслуженным рокерам или блюзменам – но уж точно не апологетам танцевальной электронной музыки, которая вроде бы и возникла-то совсем недавно. Однако время летит, и постеры концерта в самом деле не врут: The Orb, с дюжиной студийных альбомов за плечами (не считая короткометражек, синглов, ремиксов и прочей параферналии), уже прочно пребывают в статусе ветеранов. А на ранние хиты вроде «Little Fluffy Clouds» публика на их концертах реагирует примерно так же, как посетители выступлений, скажем, группы The Rolling Stones, когда те вспоминают о «Satisfaction» или «Paint It Black».

Спустя три десятилетия ясна и главная заслуга ансамбля, функционировавшего в разные годы в разных составах, но чаще всего – как дуэт с одной постоянной фигурой (диджей и продюсер Алекс Патерсон) и одной переменной (в этой роли выступали Джимми Каути, Крис Уэстон, Энди Хьюз и – в последние два десятка лет – немец Томас Фельманн). Своими записями, состоящими преимущественно из масштабных, развернутых инструментальных композиций, порой лишенных даже четкого бита – этой первоосновы электронной поп-музыки, – The Orb доказали жизнеспособность хауса за пределами танцпола. Положа руку на сердце, для плясок их музыка годилась лишь спорадически, а вот для вдумчивого, созерцательного прослушивания – почти всегда, перенося слушателей в некие вымышленные альтернативные миры. После выхода концептуальных альбомов «The Orb’s Adventures Beyond the Ultraworld» и «U. F. Orb» музыкантов стали называть «Pink Floyd от электроники» – Патерсон, бывший в юности панком и футбольным хулиганом, сначала в ужасе от этого титула открещивался, а в 2010-м смирился и даже записал совместную пластинку с гитаристом настоящих Pink Floyd Дэвидом Гилмором. В самом деле, The Orb подчас обнаруживали вполне пинк-флойдовскую страсть к концептуальным альбомам, продолжительным инструментальным экспозициям и межзвездным путешествиям в звуке – просто реализовывали ее посредством семплера и драм-машины, а не живых гитар и ударных.

Дискографию ансамбля не назовешь ровной: блестящие попадания The Orb даже в лучшие годы периодически чередовали с невнятицей. Однако в связи с юбилеем Патерсон и Фельманн почти наверняка представят в Москве свое­образный the best of – микс из своих самых ярких композиций за тридцать лет карьеры.

10 марта
ГлавClub Green Concert
Tricky

Пионер стиля трип-хоп – медленной, пол­зучей, неуютной и отчаянной электронной музыки родом из города Бристоля – певец и композитор Трики, казалось, оставил свои главные достижения в прошлом. В начале 1990-х он сотрудничал с Massive Attack, возможно, самой выдающейся бристольской группой (лидера которой, Роберта дель Ная, порой подозревают в том, что он и есть Бэнкси, автор знаменитых граффити), засветился с яркими камео на ее культовых альбомах «Blue Lines» и «Protection» и, наконец, сотворил всамделишный трип-хоп-шедевр первым же сольным выходом – диск «Maxinquaye» 1995 года, посвященный матери артиста, это своего рода компендиум жанра, непревзойденная сумма его достоинств. За «Maxinquaye», однако, последовала целая россыпь пластинок менее выразительных: Трики то безуспешно стремился вновь нащупать атмосферу своих ранних работ, то, наоборот, решительно порывал с ними и экспериментировал с иными музыкальными жанрами – например, панк-роком, – и в целом, производил впечатление человека, не вполне отдающего себе отчет в том, чего он хочет. Странно выглядели и его концерты: временами артист ограничивался тем, что всю дорогу бесцельно блуждал по сцене, то и дело невпопад говоря что-то в микрофон, пока его музыку послушно, но без искорки исполнял умелый аккомпанирующий состав.

В последнее время, однако, у Трики, похоже, наметился своего рода ренессанс – он вновь, после долгих лет, объединил силы с Massive Attack и записал с ними яркую композицию «Take it There», а еще внезапно обрел вдохновение в русском рэпе. Побывав несколько раз в России с концертами, музыкант проникся сначала творчеством Басты/Ноггано, а затем и остальных здешних мастеров речитатива. В связях он при этом довольно неразборчив, охотно сотрудничая как с пермским рэпером Сявой – персонажем откровенно пародийным, чья медийная активность со времен стародавней песни-мема «Бодрячком, пацанчики» похожа на затянувшуюся несмешную шутку, – так и, например, со Скриптонитом, артистом из Казахстана, в самом деле вносящим в русскоязычный хип-хоп абсолютно свежие краски. Последнего респектабельный интернет-портал AllMusic назвал «самым ценным игроком» альбома «Ununiform», который Трики записал в 2017 году. Автор этих строк никогда не забудет, как спустя пару дней после издания пластинки услышал узнаваемую читку Скриптонита на полной громкости в музыкальном магазине города Гамбурга – и долго не мог понять, что происходит: в те годы считалось, что русский рэп – это вещь исключительно для внутреннего пользования. Оказалось – уже нет: по крайней мере, в песнях с «Ununiform» Скриптонит, Смоки Мо и другие отечественные рэперы в самом деле играют далеко не последнюю роль.

Концертная форма Трики достаточно непредсказуема – она зависит почти в буквальном смысле от того, с какой ноги музыкант встанет в тот или иной день. Однако для здешней музыкальной сцены он с некоторых пор не чужой человек, и очередное московское выступление, вполне вероятно, не обойдется без неожиданных гостей с российской стороны. Благодаря Трики, их музыка зазвучала за границей и оказалась там вполне конкурентоспособной, даром что язык, на котором общаются с аудиторией современные местные рэп-артисты, зарубежным меломанам, разумеется, абсолютно не понятен. Но в конце-то концов, и мы ведь не всегда понимаем, что бормочет сам Трики – что никогда не мешало нам ценить его туманные, будто бы расфокусированные и притом цепкие и захватывающие песни.

The Orb

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НАВИГАТОР С ИЛЬЕЙ ОВЧИННИКОВЫМ

  • 3 марта
    Рахманиновский зал консерватории
    Михаил Дубов (фортепиано)
    Бетховен, Веберн, Сильвестров, Равель, Крам
  • 4 марта
    Большой зал консерватории
    «Солисты Москвы», Сергей Крылов (скрипка), Ксения Башмет (фортепиано), дирижер – Юрий Башмет
    Гайдн, Гуммель, Бизе–Щедрин
  • 5 марта
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    Musica Viva, Сэмюэл Боден (тенор), Кэтрин Хоттигер (сопрано), Диляра Идрисова (сопрано), дирижер – Александр Рудин
    Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» (парижская редакция 1774 года)
  • 6 марта
    Концертный зал «Зарядье»
    Кронос-квартет
  • 8 марта
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    Рудольф Бухбиндер (фортепиано)
    Бетховен
    Все фортепианные сонаты. Третий концерт цикла
  • 13 марта
    Филармония‑2
    НФОР, Александра Довгань (фортепиано), Тимофей Владимиров (фортепиано), дирижер – Владимир Спиваков
    Шуберт, Мендельсон, Шостакович
  • 14 марта
    Большой зал консерватории
    Хибла Герзмава (сопрано), Хосе Кура (тенор)
    ГАСО, дирижер – Даниэле Каллегари
  • 14 марта
    Рахманиновский зал консерватории
    Студия новой музыки, дирижер – Игорь Дронов
    Хертиг, Зайденберг, Мундри
  • 14 марта
    Концертный зал «Зарядье»
    Йэн Бостридж (тенор), Камерный оркестр Europa Galante, дирижер – Фабио Бьонди
    Монтеверди, Фрескобальди, Кастелло, Фарина
  • 20 марта
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    XIV Московский международный фестиваль «Виртуозы гитары». Открытие
    Пепе Ромеро, Шиничи Фукуда, Тибо Гарсия, Артём Дервоед
    ГАСО, дирижеры – Валентин Урюпин, Тан Дун
    Такемицу, Карулли, Тан Дун, Родриго
  • 20 марта
    Концертный зал «Зарядье»
    Московский камерный оркестр Musica Viva
    Александр Рудин (виолончель), Дмитрий Синьковский (скрипка), Алексей Любимов (фортепиано)
    Бетховен
  • 25 марта
    Малый зал консерватории
    Элисо Вирсаладзе (фортепиано), Квартет имени Ойстраха
  • 25 марта
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    Лукас Генюшас (фортепиано)
    Шопен, Чайковский, Десятников
  • 29 марта
    Рахманиновский зал консерватории
    Фёдор Рудин (скрипка), Александр Рудин (виолончель), Иван Рудин (фортепиано)
    Денисов, Равель
  • 30 марта
    Малый зал консерватории
    Иван Монигетти (виолончель)
    Бах, Казальс, Вайнберг, Губайдулина
Мариинский театр привезет «Парсифаль» Рихарда Вагнера в «Зарядье» Анонсы

Мариинский театр привезет «Парсифаль» Рихарда Вагнера в «Зарядье»

4 апреля в 19:00 в Московском концертном зале «Зарядье» солисты оперной труппы, хор и симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева представят торжественную сценическую мистерию Рихарда Вагнера «Парсифаль» в концертном исполнении

Раритетная «Турангалила-симфония» Мессиана в Воронеже Анонсы

Раритетная «Турангалила-симфония» Мессиана в Воронеже

Знаковый опус французсского классика XX века исполнит Воронежский академический симфонический оркестр под управлением своего руководителя Владимира Вербицкого

XVIII Международный фестиваль балета «Мариинский» откроется российской премьерой балета «Push Comes to Shove» Анонсы

XVIII Международный фестиваль балета «Мариинский» откроется российской премьерой балета «Push Comes to Shove»

«Час Земли» с королем инструментов Анонсы

«Час Земли» с королем инструментов

30 марта аудитория концертной программы «Орган – оркестр: мелодия любви» присоединится к миллионам людей на планете в поддержку акции Всемирного фонда дикой природы «Час Земли». Концерт организован Благотворительным фондом Collegium Musicum и пройдет в Кафедральном соборе святых Петра и Павла в центре Москвы