СОБЫТИЯ ОКТЯБРЯ Анонсы

СОБЫТИЯ ОКТЯБРЯ

Musica mensurata, Октавия, Рабочий и колхозница, Хироми, Nik Bärtsch’s Ronin и навигатор

Пётр Поспелов,
шеф-редактор издательства «Композитор»

6, 10, 13 октября
Собор Святых Петра и Павла
Musica mensurata. Фестиваль средневековой музыки

Если даже в эпоху ренессанса и барокко музыкальные партитуры записывали весьма приблизительно, не занося в них деталей инструментовки и орнаментики, то музыка средних веков хорошо если сохранилась в источниках, отдаленно напоминающих нынешние ноты. Чтобы воссоздать ее звучание, необходимо многое знать о музыкальной практике далеких лет. Изучением и воссозданием средневековой музыки во всем мире занимаются музыканты-­энтузиасты, которые больше похожи на композиторов – только сочиняющих не современную музыку, а ту, что существовала или не существовала в темные времена человечества. Такие музыканты есть и в России – например, Данил Рябчиков, руководитель ансамбля Labyrinthus и фестиваля Musica mensurata. В программе фестиваля 2019 – песни «покинутой любви» французских сочинителей XIII–XIV веков, шпрухи немецкого мейстерзингера Генриха Фрауэнлоба, также посвященные любовной тематике, и паралитургические кондукты Вальтера Шатильонского. По очереди или вместе с российскими музыкантами под сводами собора выступит дуэт Норберта Роденкирхена из Германии.

17, 18, 19 октября
Электротеатр Станиславский
«Октавия. Трепанация»

В этом сезоне профильные оперные театры взяли паузу по части постановок современных опер – собираются с силами перед сезоном 2020/21, когда выпалят Десятников в «Стасике» и Демуцкий в Большом. Выручает Электротеатр «Станиславского», где будет представлен продукт совместного творчества художественного руководителя театра – режиссера Бориса Юхананова и его музыкального руководителя – композитора Дмитрия Курляндского. Либретто оперы «Октавия. Трепанация» основано на эссе Троцкого о Ленине и приписываемой Сенеке пьесе о Нероне. Премьеру сыграли в Амстердаме на Holland Festival в 2017 году. Российская премьера включена в программу фестиваля современного искусства «Территория».

19 октября
Концертный зал «Зарядье», Большой зал
«Рабочий и колхозница»

Продюсер Павел Каплевич сводит вместе поэтов и композиторов. Их творческие союзы создают оперы. «Рабочий и колхозница» – спектакль о любви, ревности и измене, вдохновленный историей создания самой знаменитой советской скульптуры. Оперу сочинили молодой поэт Михаил Чевега – один из самых позитивных и звонких стихотворцев наших дней и опытный композитор Владимир Николаев, свободно владеющий многими музыкальными традициями – от авангарда до рок-музыки. Режиссер – Евгений Кулагин. Дирижер – Филипп Чижевский, лауреат премии «Золотая Маска».

Лев Ганкин,
радиоведущий

4 октября
Большой зал консерватории
Хироми

Японская пианистка Хироми Уэхара – сторонница предельно экстравертного, экспансивного стиля игры: во время ее виртуозных пассажей от клавиатуры почти зримо разлетаются в сторону искры. Ее музыка, однако, – это далеко не только механическая демонстрация мастерства и технического блеска: свою патентованную артиллерийскую клавишную атаку Хироми умело разбавляет фрагментами, полными мелодической красоты и всамделишного нежного чувства. Возможно, дело – в весьма нетривиальной школе, которую пианистка прошла еще в юности: сначала – серьезная академическая выучка и долгое и плодотворное сотрудничество с Чешским филармоническим оркестром (впервые Хироми вышла с ним на сцену еще в четырнадцать лет), потом – резкая смена ориентиров и занятия в США с классиком джазового фортепиано Ахмадом Джамалом.

В итоге в ее творчестве соединяется лучшее из двух (или более) миров: романтический пианизм пополам со страйдом и регтаймом, гармонии и ритмы прогрессив-рока и чуткое джазовое туше, Рахманинов в джем-сейшене со Скоттом Джоплином и Китом Эмерсоном. Хироми комфортно чувствует себя в принципиально разных контекстах: как в сольном концерте в солидном академическом зале, так и, например, на опен-эйр-фестивале во главе громкой расхристанной джаз-фьюжн-группы. С последней артистка уже не раз гастролировала в Москве – и снискала полностью заслуженные аплодисменты; теперь возвращается в ином качестве (и на другую площадку), с сольной программой, без синтезаторов и прочего электричества. Услышать, из чего состоят композиции Хироми, так будет даже проще.

4 октября
КЦ ЗИЛ
Nik Bärtsch’s Ronin

Ансамбль Ronin под управлением швейцарского пианиста Ника Берча издает свои сочинения на знаковом для истории так называемого третьего течения лейбле ECM. Неудивительно, что мы и тут тоже имеем дело с музыкой, формально располагающейся на стыке джаза и академической традиции. Однако контуры этой комбинации в случае с Ronin весьма нетривиальны.

Так, под академической традицией в данном случае надлежит понимать ее относительно свежую версию: минимализм и постминимализм Стива Райха или Джона Адамса. И дело не только в репетитивности, в медленном, словно бы намеренно заторможенном развитии музыкального материала, но и – шире – в представлении о музыке как процессе, разворачивающемся во времени и никуда при этом не торопящемся. В фундаменте этого представления – скорее восточное, нежели западное ощущение времени, и неудивительно, что название проекта, Ronin, отсылает к японской истории: ронинами называли свободных странствующих самураев.

От джаза же – причем от электрического джаза, если не от фанка – взята ритмическая основа, тугой и неумолимый грув, на который нанизана вся прочая музыкальная ткань. Любопытен инструментальный состав ансамбля: фортепиано Берча, а также бас-гитара, ударные и бас-кларнет. Последний инструмент – настоящая находка для музыки Ronin: в силу тесситуры бас-кларнет способен при необходимости как поддерживать мелодическую линию, так и, наоборот, присоединяться к ритм-секции для придания композициям большей ритмической мощи и густоты.

«Музыкальная жизнь» писала о весеннем сольном выступлении Ника Берча в Москве на фестивале в честь юбилея культурного центра «Дом». Теперь понятно: тот концерт был лишь тизером, аперитивом к главному блюду.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ НАВИГАТОР С ИЛЬЁЙ ОВЧИННИКОВЫМ

1 октября
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Маттиас Гёрне, Национальный филармонический оркестр России, дирижер Манфред Хонек
Вагнер, Р. Штраус

4 октября
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Российский национальный оркестр, Люка Дебарг – фортепиано, Владислав Лаврик – труба, дирижер Михаил Плетнёв
Глазунов, Шостакович, Рахманинов

6 октября
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Оркестр Musica Viva, Дмитрий Синьковский – скрипка, дирижер и солист Александр Рудин (виолончель)
Локателли, Корелли, Вивальди, Лео, Джеминиани

13 октября
МКЗ «Зарядье»
Дюссельдорфский симфонический оркестр, «Персимфанс», Драгос Манца – скрипка
Мендельсон, К. Ф. Э. Бах, Рахманинов

19 октября
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Российский национальный оркестр, Константин Лифшиц – фортепиано, дирижер Миша Дамев
Дебюсси, Барток, Лист, Равель

22–27 октября
Рахманиновский зал консерватории
Фестиваль «Московский форум»

22 октября
МКЗ «Зарядье», Малый зал
Александр Гиндин – фортепиано, Никита Борисоглебский – скрипка, Илья Норштейн – скрипка, Ирина Сопова – альт, Борис Андрианов – виолончель
Райхельсон, Шостакович, Вайнберг

22 октября
Аптекарский огород
Константин Лифшиц – фортепиано
Яначек, Мусоргский, Бетховен

23 октября
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Государственная академическая симфоническая капелла России, дирижер Валерий Полянский
Берлиоз. «Ромео и Юлия» (драматическая симфония для солистов, хора и оркестра)

25 октября
Большой зал консерватории
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Александр Рождественский – скрипка, дирижер Владимир Юровский
Мендельсон, Шнитке, Чайковский

25 октября
Филармония‑2
Николай Луганский – фортепиано, Вадим Руденко – фортепиано
Брамс, Лютославский, Равель, Пуленк

28 октября
Аптекарский огород
Роман Минц – скрипка, Максим Рысанов – альт, Кристина Блаумане – виолончель, Варвара Мягкова – фортепиано
Табакова, Бетховен, Брамс

29 октября
Камерный зал филармонии
Наталья Пшеничникова, театр голоса «Ла Гол», Кирилл Широков – орган, синтезатор
Пшеничникова, Невский, Широков

30 октября
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, солисты, дирижер Владимир Юровский
Вагнер. «Золото Рейна» (опера в концертном исполнении)

31 октября
Камерный зал филармонии
Айлен Притчин – скрипка, Юрий Фаворин – фортепиано, Сергей Елецкий – кларнет
Барток, Пуленк, Ковач