СОБЫТИЯ ОСЕНИ События

СОБЫТИЯ ОСЕНИ

"Кандид" Бернстайна, фестиваль "Другое пространство" и не только

Светлана Савенко
музыковед-исследователь, педагог, критик

17 сентября
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Ансамбль Il Giardino Armonico

Ансамбль Il Giardino Armonico очень советую и сама пойду: качество гарантировано. Этот знаменитый коллектив у нас уже появлялся в разных вариантах, но в основном на «Декабрьских вечерах»; в КЗЧ он будет в полном составе. Программа интересная, особенно присутствие Гайдна (Увертюра к опере «Необитаемый остров». Симфония № 45 фа-диез минор).

28 ноября – 2 декабря
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Фестиваль «Другое пространство»

Фестиваль «Другое пространство» в конце ноября – начале декабря: очень насыщенная программа с новыми для Москвы именами и неизвестными сочинениями (Жерар Гризе, в частности). Участие авторитетных в новой музыке исполнителей, прежде всего Владимира Юровского – гарантия европейского уровня фестиваля, способного привлечь далеко не только «узких специалистов».

 

Петр Поспелов
шеф-редактор издательства «Композитор»

22 сентября
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Сочинения Кара Караева

У азербайджанского классика был большой композиторский дар и любопытная биография. Он добился успеха в 1950-е годы как автор броской концертной и театральной музыки, в которой умело соединял национальное и универсальное. А в 1960-е Кара Караев познакомился с западным авангардом, поменял стиль и написал несколько оригинальных партитур в додекафонной технике. В юбилейной программе, посвященной 100-летию композитора, прозвучат и те, и другие сочинения. Соцреализм будет представлен сюитой «Дон Кихот», составленной из музыки к фильму, и фрагментами из знаменитого балета «Тропою грома». А Скрипичный концерт и Третья симфония – как раз две главные партитуры авангардного периода. На скрипке солирует Алена Баева, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского дирижирует патриарх азербайджанской музыки и поверенный знаток творчества Караева – Рауф Абдуллаев.

2 декабря
Рахманиновский зал консерватории
«Америка – ХХ век»

«Америка – ХХ век» – так называется абонемент № 44 Московской консерватории, в который войдут четыре концерта. Список исполнителей возглавляет неутомимый просветитель – пианист Алексей Любимов. Американская музыка предстанет всеми гранями. В ходе цикла мы услышим и популярных композиторов – Гершвина или Бернстайна, и экспериментаторов – Кейджа или Кауэлла, и минималистов – Ля Монте Янга или Терри Райли. Один из концертов называется «Русская Америка», в нем сыграют композиторов от Льва Орнштейна (или Лео Орнстайна) до Полины Назайкинской.

 

Ая Макарова
оперный критик

26 сентября
МОСКОВСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ
29, 30 сентября
Большой театр (Историческая сцена)
Бернстайн. «Кандид», оперетта

Не было бы счастья, да столетие помогло. «Кандид» Леонарда Бернстайна очень медленно добирался до России – и неудивительно. Оперетта, балансирующая на грани мюзикла, со сложными и искрометно легкими вокальными партиями; либретто, требующее от слушателя одновременно заметной эрудиции и вкуса к пошловатым шуточкам; путаный, но предельно политизированный сюжет… Первым «Кандида» к столетию Бернстайна анонсировал Большой театр (не решившийся, впрочем, ни на полноценный спектакль, ни на то, чтобы петь по-русски), и тут же началась цепная реакция. Любой ценой обогнать Москву, где премьера запланирована на 29 сентября, собрался Мариинский театр, по обыкновению объявив исполнение в последний момент – в рамках фестиваля «Звезды белых ночей». Впрочем, хотя театр и выделил проекту огромную сцену Мариинки-2, все же решил ограничиться концертным исполнением, да еще и с диалогами на английском языке. Как бы чего не вышло.

Московская филармония опередит Большой всего на 3 дня: 26 сентября здесь тоже состоится концертное исполнение «Кандида» под управлением американца Джозефа Олефировича. Олефирович, специалист по сложно устроенным американским мюзиклам – в его репертуаре Леонард Бернстайн, Джордж Гершвин да Стивен Сондхайм, – прославился на весь мир своей манерой дирижировать из-за вирусного видеоролика, снятого скрытой камерой и опубликованного на YouTube. Однако в ролике с «танцующим дирижером» слышно, что Олефирович не только выразительно двигается и мимирует, но и – в первую очередь – уверенно чувствует стиль и имеет достаточно пороха в пороховницах, чтобы бернстайновское аутодафе вышло зажигательным.

 

Сергей Ходнев
музыкальный критик

12 октября
Филармония-2. Малый зал
Жан-Жак Руссо. «Деревенский колдун»
Московский ансамбль «солисты барокко»

«Деревенский колдун» Руссо – такая вещь, которую вроде бы язык не повернется назвать малоизвестной. Очень даже известная вещь: и автор знаменит (пусть в первую очередь отнюдь не как композитор), и обстоятельства создания – «война буффонов», околооперная распря просветителей и консерваторов, патриотов французского искусства и ценящих итальянский вкус космополитов, адептов возвышающего обмана старинной «лирической трагедии» и низких истин оперы-buffa. При всем том «Колдуна» мало кто слышал – а это меж тем, оставляя в стороне всю прописную значимость, прелестная музыка, живая и непринужденная. Я бы даже сказал, что она побуждает немножко иначе смотреть на ту нестерпимо серьезную чувствительность, которая обычно ассоциируется с именем Руссо-философа. И, как бы тот ни вооружался против «испорченного» рококо, музыка эта кажется близкой по духу именно к галантным радостям Буше, Ватто и Фрагонара.

24 ноября
Вена, Театр «Ан дер Вин»
САЛЬЕРИ. «ТАРАР»

Пушкинский Моцарт неспроста называет сальериевского «Тарара» «вещью славной»: написанная в 1787 году опера и правда была еще на слуху сорок лет спустя. Чего нельзя сказать о нынешних временах – «Тарара» почти не исполняют и не записывают; итальянская версия оперы («Аксур, царь Ормузский») чуть известнее, но все равно это та несколько двусмысленная известность, с которой Сальери приходится мириться до сих пор: мол, старайся-старайся, а Моцарт все равно более велик.

Пятнадцать лет назад в борьбу за доброе имя композитора вступила со своим «Сальери-альбомом» Чечилия Бартоли. Вскоре после этого Кристоф Руссе и его Les Talens Lyriques выпустили отличную запись сальериевской «Пещеры Трофония» – прекрасная, как оказалась, опера, совсем не вяжущаяся с образом ремесленника-отравителя. Теперь они же исполнят «Тарара» в первоначальной парижской редакции, и это вполне может оказаться важным событием, учитывая, сколько в этой опере заманчивого: либретто Бомарше, ориентальный колорит, гаремные страсти, решительные тираноборческие мотивы, предромантическая патетика. А также возможность угадать, о каком же это мотиве говорит в «Маленьких трагедиях» Моцарт: «Я все твержу его, когда я счастлив».

 

Наталия Сурнина
музыкальный критик

30 сентября
Кафедральный собор
святых Петра и Павла
«Все кантаты Баха». Сезон второй. «Веймарские кантаты»
Ансамбль Collegium Musicum, Дирижер Олег Романенко

В соборе святых Петра и Павла на «Китай-городе» продолжается грандиозный не только по российским меркам проект – «Все кантаты Баха». Ансамбль старинной музыки Collegium Musicum под руководством Олега Романенко объединяет лучших московских певцов и инструменталистов, исполняющих барокко; органные импровизации и потрясающей силы и глубины комментарии музыковеда Романа Насонова превращают каждый концерт в уникальный духовный опыт. Первый концерт второго сезона – 30 сентября. Кстати, там же в октябре пройдет первый и единственный в России Международный фестиваль средневековой музыки Musica Mensurata.

 

Екатерина Власова
профессор Московской консерватории, доктор искусствоведения

12 ноября
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Российский национальный оркестр, дирижер Василий Синайский
Солисты Иван Почекин (скрипка), Михаил Почекин (альт)

Программа Российского национального оркестра 12 ноября напоминает о событиях Великой Октябрьской революции. Ей посвящены две ранние и редко исполняемые симфонии с хором Шостаковича: Вторая «Посвящение Октябрю» и Третья «Первомайская». О них когда-то афористично точно высказался Мясковский: «Он (Шостакович) великолепно уловил трепет новой жизни». В добавление к «социальной» музыке Шостаковича – пример музыки абсолютной, Концертная симфония Моцарта (солисты Иван и Михаил Почекины). А вот Мариинский театр пока проходит мимо «даты красного календаря». На 7 ноября назначена «Хованщина» (солисты – Ольга Бородина, Владимир Галузин, Олег Видеман, Владимир Ванеев). Впрочем, Мусоргский в первые послеоктябрьские годы вполне себе считался «пролетарским» композитором хотя бы потому, что написал «Сцену под Кромами».

 

Юлия Бедерова
музыкальный обозреватель газеты «Коммерсантъ»

24 ноября
Концертный зал имени П. И. Чайковского
ГАСО России имени Е. Ф. Светланова, дирижер Владимир Юровский, солистка Надежда Гулицкая (сопрано)

В новом сезоне, кажется, чаще обычного звучит музыка Рихарда Штрауса, о котором так блестяще напомнил Симфонический оркестр Баварского радио с Марисом Янсонсом. Так, в ноябре, накануне концерта Госоркестра с Владимиром Юровским, Фантастические вариации на рыцарскую тему «Дон Кихот» для виолончели и альта с оркестром прозвучат на фестивале Vivacello с Дмитрием Юровским, Сарой МакЭлрави и Борисом Андриановым. Но в концерте Госоркестра, близко знакомого со Штраусом (вспомним хотя бы недавнюю «Ариадну на Наксосе» в концертном исполнении), звучит куда более меланхолическое сочинение: насквозь пронизанные атмосферой и идеями fin de siècle «Четыре последние песни» в исполнении Надежды Гулицкой – постоянной участницы концертов Юровского, замечательной певицы и смелой, убедительной актрисы. Еще один раритет – Третья симфония Шнитке, когда-то едва ли не поп-фигуры, а сегодня – снова редко звучащего автора, с музыкой которого у Юровского очень тесные, близкие, интеллектуально насыщенные и эмоционально тонкие отношения.

 

Илья Овчинников
музыкальный критик

28 ноября – 2 декабря
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Фестиваль «Другое пространство»

Исполнение грандиозного цикла «Акустические пространства» Жерара Гризе (2 декабря) обещает стать не менее крупным событием, чем российская премьера «Групп» Штокхаузена, прошедшая два года назад также на фестивале «Другое пространство». Тогда на сцене были три оркестра, теперь оркестр будет один, зато ансамблей новой музыки – целых три. Первая часть цикла написана для альта соло, вторая для септета, третья для 18 музыкантов, четвертая – для 33, пятая и шестая – для большого оркестра. С каждой частью слушателя окружают все более невероятные созвучия, формируя вокруг него совершенно новое – другое – пространство.

Кажется, что вся Москва, неравнодушная к современной музыке, будет здесь в этот вечер, но нет: иные участники «Другого пространства» переместятся в РЗК, где состоится второй концерт абонемента «Америка. XX век» Алексея Любимова. «Dumbarton Oaks› Стравинского в версии для двух фортепиано – пятнадцать минут чистого счастья, а будут еще и Рахманинов, и Лурье, и Орнстайн, и наша современница Полина Назайкинская, в свое время получившая приз зрительских симпатий I конкурса композиторов YouTube. Если не попадете на Гризе, сходите непременно.

Полную версию читайте в альманахе «Меломан» Московской филармонии.

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»