Спеть хором на вечной мерзлоте События

Спеть хором на вечной мерзлоте

С 26 октября по 4 ноября в Академической капелле Петербурга прошли традиционные «Невские хоровые ассамблеи»

Это один из самых известных у нас певческих фестивалей, основанные еще в 1981 году по инициативе художественного руководителя Капеллы Владислава Чернушенко. Он задуман не просто как серия ярких концертов, но и как площадка для общения хормейстеров со всех концов огромной страны.

В прошлом, 2018 году, фестиваль был посвящен трагической дате 100-летию гибели царской семьи, в этот раз главной темой ассамблей стало 540-летие Академической капеллы, ведущей свое летоисчисление с 1479 года, когда Хор государевых дьяков вместе с малолетними певчими принял участие в торжествах по случаю освещения Успенского собора Московского кремля. По традиции, открытие и закрытие «Невских хоровых ассамблей» прошло с участием хора и оркестра Капеллы под управлением Владислава Чернушенко, ну а в насыщенной и пестрой программе приняли участие самые разные российские коллективы от солнечной Кубани до морозной Якутии.

Симфонический хор Филармонии Якутии в этом году стал единственным представителем Дальнего Востока. Основанный в 2017 году хор существует всего третий сезон и впервые приехал в Северную столицу. Главный хормейстер, выпускница Дальневосточного института искусств Людмила Шумилова для важного дебюта приготовила разноплановую программу, драматургически выстроенную от духовных церковных песнопений к шуточным обработкам народных песен. Появление в самой огромной и холодной республике России собственного академического хора (пусть пока существующего в камерном формате) – явление, безусловно, отрадное. В силу разных причин, (этнической, климатической, географической) серьезное классическое искусство на российских восточных рубежах обычно прививалось с трудом. Если говорить о музыке, то этот регион больше известен своими яркими этнографическими ансамблями. Однако, как показал прошедший концерт, музыка Чайковского, Танеева и Свиридова для якутян может стать вполне «своей», равно как и русские, украинские и даже грузинские народные песни, соседствующие с хоровыми обработками якутского фольклора (из национального в обработке В. Птицина прозвучала песня «Сайын» («Лето»)).

Большинство представленных сочинений оказались так или иначе связанные с Петербургом: два фрагмента из литургии П.И. Чайковского, регентовавшего во время учебы в Училище правоведения, хоровой концерт Д.С. Бортнянского, одного из самых знаменитых руководителей Петербургской капеллы, «Странное Рождество видевше…» из «Песнопений и молитв» Г.В. Свиридова, получивших путевку в жизнь благодаря усилиям Владислава Чернушенко и хора капеллы, блоковская «Незнакомка», положенная на музыку Юрием Фаликом и ставшая самым настоящим хитом в среде хоровиков, наконец, неофициальный гимн Петербурга «Вечерняя песня» («Город над вольной Невой») В.П. Соловьева-Седого. Публика в зале, сперва настороженно отнесшаяся к появлению на сцене капеллы немного экзотических новичков, к концу выступления уже восторженно аплодировала веселой «Барыне», превращенный в своеобразный «мини-спектакль», в котором переодевшаяся солистка хора пыталась «отобрать» бразды правления у дирижера.

Несмотря на численное превосходство женских голосов (25 девушек против 15 юношей) звучание было полностью сбалансировано, а чистоте интонирования и красоте отобранных в хор тембров могли бы позавидовать и именитые столичные коллективы. Основной костяк якутского филармонического хора составляют молодые ребята, учащиеся и выпускники республиканской Высшей школы музыки и Якутского музыкального колледжа. Участие в хоре для них еще и важная часть практического образовательного процесса, в котором юноши и девушки непосредственно включаются в пространство высокой культуры, способной стать мощной объединяющей силой в нашей стране. О повышенном внимании к классической музыке в азиатских странах (Японии, Корее, Китае) сейчас говорится довольно много, остается надеяться, что отголосок этой волны начинает потихоньку проникать в восточную часть России, и сочинения классиков зазвучат вживую в краях высоких гор, тайги и вечной мерзлоты.

Монолог культур События

Монолог культур

В Казани и Москве с размахом прошел Международный фестиваль современной музыки «МузТранзит: Восток–Запад»

Соло для уборщицы в лифте События

Соло для уборщицы в лифте

В Мультимедиа Арт Музея состоялся электроакустический концерт «Иное выражение человеческого» в рамках проекта «Геометрия звука»

Кёрлью ― путь забвения и надежды События

Кёрлью ― путь забвения и надежды

В рамках программы Года музыки Великобритании в России под сводами Англиканской церкви Св. Андрея состоялась московская премьера оперы-притчи Бенджамина Бриттена «Curlew River» («Река Кёрлью»), приуроченная к 55-летию со дня создания и первого исполнения

Десять лет эффективности События

Десять лет эффективности

Большой театр отметил юбилей Молодежной оперной программы гала-концертом