Стихия для ангела События

Стихия для ангела

Оперу «Огненный ангел» Прокофьева в постановке Дэвида Фримана возобновил режиссер Юрий Лаптев на Новой сцене Мариинского театра

Кто бы мог подумать, что эта постановка, мировая премьера которой состоялась в Мариинском театре в 1991 году, продержится в репертуаре почти тридцать лет в таком неизменном виде. Ответом может быть только огромная душевная и духовная привязанность к этому спектаклю маэстро Гергиева, для которого он стал тогда своего рода символом прорыва. Проект возобновления «Огненного ангела» был анонсирован до карантина, но насколько уместно, своевременно и злободневно оказалось послание этого прокофьевского шедевра именно сейчас, когда каждый так остро мечтает о том, чтобы найти выход, увидеть свет в конце тоннеля, обрести путеводную звезду, найти верного друга и помощника. В декорациях Дэвида Роджера, отсылающих к немецкому киноэкспрессионизму, к павильонным съемкам немых фильмов второй половины 1920-х (в частности, Мурнау, более всего к «Носферату, симфонии ужаса»), их современница – опера Прокофьева сегодня смотрится, с одной стороны, несколько анахронично, требуя как будто иного эстетического осмысления; с другой же стороны, эти лапидарные, душные, навевающие мистический, необъяснимый ужас картонные силуэты домов с вырезанными окошками в пространстве полупустой сцены способны сообщать музыке повышенную резистентность, задавая вневременной масштаб. При переносе на огромную сцену Мариинского-2 декорации обрели новый размах и перспективу.

Елена Стихина — Рената

В 1991 году опера «Огненный ангел» смогла появиться в Мариинском, благодаря сопрано Галине Горчаковой, обладавшей недюжинным потенциалом и принесшей мировую славу этому театру, в том числе взаписях, сделанных на Philips. Именно она смогла осилить партию, требующую от солистки немыслимой физической выносливости, гигантских душевных ресурсов. Сегодня в распоряжении маэстро Гергиева оказалась сопрано нового поколения – дебютантка Елена Стихина, артистка фантастического вокального и драматического дарования, обладательница киногеничной внешности. Тембр ее голоса чем-то даже напоминал тембр легендарной Горчаковой. Степень самоотдачи Стихиной на премьере была предельно высока, превращая исполнение в нечто выходящее за рамки просто музыки, что, вероятно, и задумывалось композитором. Интенсивность, с какой певица искала своего выдуманного Генриха, бесстрашно сражаясь с демонами и проходя испытания экзорцизма в финале пятиактной оперы, распространялась на каждого сидевшего в зале, пробивая рискованным электричеством. Это была Рената – мечта не только Прокофьева, но и Валерия Брюсова, сочинившего роман.

Сцена из спектакля

Ее спутником – доблестным рыцарем Рупрехтом, который, согласно либретто, вернулся в Европу из Америки, был Евгений Никитин, прошедший испытание этой оперой не только в Мариинском, но и в одном из прошлых сезонов в Баварской опере в куда более провокационной постановке Барри Коски. Немецкая стать его вокала, налившегося соками за время карантинного сидения дома, придавала герою вагнеровские черты, неожиданно выявляя в прокофьевской мистике родственные черты с персонажами германо-скандинавской мифологии, так горячо любимой маэстро Гергиевым. Неслучайно оперы Прокофьева начали входить в репертуар Мариинского театра вместе с наследием Вагнера, обещая новые горизонты и расширяя пространство борьбы.

Per aspera ad astra с Александром Сладковским События

Per aspera ad astra с Александром Сладковским

ГСО РТ открыл юбилейный сезон в БКЗ имени С. Сайдашева

O Бетховене и не только События

O Бетховене и не только

В Концертном зале имени П.И.Чайковского прошел XII Большой фестиваль Российского национального оркестра

Вечный авангардизм, или морское приключение в центре материка События

Вечный авангардизм, или морское приключение в центре материка

В Бетховенском зале штутгартского Лидерхалле Теодор Курентзис открыл сезон Симфонического оркестра Юго-Западного Радио Германии концертом к 85-летию Хельмута Лахенмана

Взорвавшие тишину События

Взорвавшие тишину

В Новосибирске состоялась главная премьера VII Транссибирского Арт-Фестиваля