Татьяна БОГДАНОВА: Интервью

Татьяна БОГДАНОВА:

Когда Петипа приступал к сочинению балета, он расставлял фигурки на столе

28 марта в Санкт-Петербурге, в Российском государственном историческом архиве открылась документальная экспозиция «Созвездие русского балета». Событие приурочено к 200-летию со дня рождения талантливого хореографа, балетмейстера и педагога Мариуса Ивановича Петипа. Ирина Гуськова (ИГ) встретилась с куратором выставки Татьяной Богдановой (ТБ), чтобы из первых рук узнать особенности экспозиции.

ИГ Имя Мариуса Петипа известно не только любителям балета, но и каждому культурному человеку. Какие редкие экспонаты увидят посетители выставки?

ТБ В первую очередь – архивные документы из фондов РГИА о жизни и творчестве Мариуса Ивановича Петипа. Экспозиция дополнена музейными предметами, сценическими костюмами и документальными материалами из фондов и коллекций федеральных и региональных государственных архивов, музеев и библиотек Москвы и Санкт-Петербурга, Большого и Мариинского театров, Александринки.

Альфонс Виктор Мариус Петипа родился 11 марта 1818 года в Марселе в так называемой «театральной семье». Его отец – французский танцовщик и балетмейстер Жан-Антуан Петипа, мать – драматическая актриса Викторина Морель-Грассо. 18 ноября 1828 года имя Мариуса Петипа в первый раз появляется на афише возобновленного Жаном-Антуаном Петипа балета П. Гарделя «Танцемания». Юный танцовщик исполнил роль мальчика из Савойи. В дальнейшем юноша совершенствовался в танце и музыке в различных европейских школах.

В Россию Мариус Петипа, уже довольно известный французский танцовщик и балетмейстер, приехал в 1847 году по приглашению директора Императорских театров Александра Михайловича Гедеонова. Среди уникальных документов, представленных на выставке, следует особо выделить первый контракт, заключенный между Дирекцией императорских театров и Мариусом Ивановичем 24 мая 1847 года сроком на один год, с условием возобновления его еще на два года, если «пожелает того Дирекция». А в итоге М. И. Петипа отдал сцене императорских театров более полувека, он служил при четырех российских императорах – Николае I, Александре II, Александре III и Николае II.

Примечательно то, что Мариус Петипа только в 1894 году принимает российское подданство. Вслед за ним принимают подданство его дети, всего у него их было девять, семь из которых продолжили семейную традицию и служили в Императорских театрах. На выставке представлены их фотографии, личные дела, подлинные прошения о принятии русского подданства. Замечу, что обе жены балетмейстера, Мария Суровщикова и Любовь Савицкая, были талантливыми русскими балеринами.


Контракт Дирекции императорских театров с Мариусом Петипа об исполнении им обязанностей первого танцора и мимика сроком на один год. 24 мая 1847

 

ИГ А когда к Петипа пришел первый серьезный успех? Это тоже отражено на выставке?

ТБ Конечно. В 1862 году Мариус Петипа по популярной тогда повести Готье «Роман мумии» создает свой первый монументальный балет «Дочь фараона». Балет состоял из 3 действий и 9 картин с прологом и эпилогом, музыку к постановке сочинил Ц. Пуни, либретто написал Ж. Сен-Жорж. Благодаря успеху именно этого балета директор Императорских театров А. И. Сабуров 23 марта 1862 года ходатайствовал перед министром императорского двора В. Ф. Адлербергом о назначении Петипа балетмейстером Императорских санкт-петербургских театров. С этого момента по поручению Дирекции он самостоятельно сочиняет и ставит балеты на сценах императорских театров.

Посетители смогут увидеть подлинные (из фонда Дирекции Императорских театров РГИА) балетмейстерские записи, так сказать, – детали «творческой кухни» Петипа! Известно, что, когда Мариус Петипа приступал к сочинению балета, он расставлял на столе вырезанные из картона фигурки, которые изображали танцовщиков и танцовщиц, находил наиболее удачный рисунок и зарисовывал композицию. Танцовщиков он отмечал крестиками, танцовщиц – кружочками, стрелками же показывал хореографические переходы. В экспозиции представлены подлинные черновые наброски и записи М. И. Петипа к постановкам различных балетов.


Контракт Дирекции императорских театров с Мариусом Петипа об исполнении им обязанностей первого танцора и мимика сроком на один год. 24 мая 1847

ИГ Как вам удалось представить богатое наследство маэстро, посвященное постановкам балетов?

ТБ Я выделила эту тему в особый раздел экспозиции, условно разделив творчество Мариуса Ивановича на несколько периодов. После успеха «Дочери фараона» в течение последующих 16 лет балетмейстер в основном возобновляет балеты, сочиненные Ж. Перро, и ставит «подражательные» балеты собственного сочинения, среди них – «Корсар», «Ливанская красавица, или Горный дух», «Флорида», «Царь Кандавл», «Трильби», «Катарина, дочь разбойника», «Камарго» и др. С 1879 года балетмейстер стремится ставить балеты на современные актуальные темы, постепенно развивая классический танец. В это время репертуар Императорских театров был расширен такими балетными постановками, как «Роксана, краса Черногории», «Дочь снегов», «Млада», «Зорайя, мавританка в Испании», «Волшебные пилюли» и др.

Представлены в экспозиции документы о композиторах, которые помогали балетмейстеру создавать его шедевры. Впервые на выставке экспонируются личные дела Цезаря Пуни и Людвига Минкуса. С 1872 года Петипа начинает тесно сотрудничать с композитором Людвигом Минкусом. За годы их совместного творчества на сценах Императорских театров было поставлено почти два десятка различных балетных спектаклей.

Сочинял свои балеты Петипа вместе с другими композиторами, состоявшими на службе в Дирекции Императорских театров. На выставке представлены: контракт, заключенный между Р. Дриго и Дирекцией Императорских театров на 1881–1882 годы; отрывок из балета «Раймонда» с дарственной надписью «Анатолию Евграфовичу Молчанову в знак признательного воспоминания о нашем содружестве. А. Глазунов. 17 февраля 1899. СПб» и письмо Глазунова директору Императорских театров И. А. Всеволожскому от 30 января 1898 года о предоставлении ему билетов для него, критика Лароша и композитора Римского-Корсакова на балет «Раймонда».

Последний период был самым выдающимся в творчестве Мариуса Петипа. Благодаря ­плодотворному творческому союзу с Чайковским, директором Императорских театров Всеволожским, накопленному опыту и неисчерпаемой танцевальной фантазии балетмейстера был создан симфонический балет «Спящая красавица». В экспозиции представлены: переписка авторов балетной постановки, фотографии артистов балета и нотный автограф П. И. Чайковского. Премьера состоялась 3 января 1890 года в Мариинском театре. «Спящая красавица» стала вершиной в творчестве гениального балетмейстера.

ИГ В газете «СПб ведомости» (1871 год) в рецензии на балет М. Петипа «Дон Кихот» я нашла упоминание, что на сцену в роли Росинанта выходила очень худая белая лошадь и упрямый осел, что очень веселило публику.

ТБ Действительно, такие «вводы» животных в балетные спектакли случались. Среди экспонируемых документов имеются бумаги о выделении ежемесячно денег для прокорма козы, которая участвовала в балете «Эсмеральда», и о содержании осла для балета «Дон Кихот» «с платою по 200 руб. за сезон».

ИГ Я вижу, большой раздел выставки посвящен нашим известным балетным артистам.

ТБ Да и эти материалы, связанные с учениками и сослуживцами Петипа, вызывают большой интерес посетителей. Ведь в постановках Мариуса Ивановича блистали такие артисты: М. Андерсон, А. Бекефи, А. Ваганова, Е. Вазем, В. Гельцер, П. Гердт, А. Горский, М. Горшенкова, Т. Карсавина, М. Кшесинская, А. Павлова, О. Преображенская, М. Фокин. В экспозиции представлены их личные дела, формулярные списки, служебная и личная переписка, прошения, аттестаты и фотографии в сценических костюмах. Гости РГИА увидят подлинные костюмы из прославленных балетов – «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Дон Кихот», эскизы декораций и костюмов.

О Мариусе Петипа написано немало статей и книг. В 1906 году вышли в свет мемуары балетмейстера, в которых он подробно описывает историю своей жизни и историю русского балета Императорских ­театров. На выставке «Созвездие русского балета» посетители могут увидеть уникальные документы, фотографии и материалы, которые никогда не были опубликованы, и составить свое представление о французском балетмейстере, внесшем весомый вклад в блистательную историю не только русского, но и мирового балетного искусства.


Кафтан вельможи-охотника. «Спящая красавица» – балет П. И. Чайковского, хореограф – М. И. Петипа, художник по костюмам – И. А. Всеволожский, 1890

 

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование Персона

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование

Ольга Пащенко: <br>Моцарт мыслил оперой Персона

Ольга Пащенко:
Моцарт мыслил оперой

Филипп Чижевский: <br>Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны Персона

Филипп Чижевский:
Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны

Нина Костенко: Все, что связано с Римским-Корсаковым, надо сохранить Персона

Нина Костенко: Все, что связано с Римским-Корсаковым, надо сохранить