Тенор до «ля» Рецензии

Тенор до «ля»

Майкл Фабиано спел сольный концерт в Зале Чайковского

«Майкл Фабиано в финале спектакля превращается буквально в кусок мяса без сил, без воли, когда он почти с ненавистью смотрит на публику на аплодисментах. Его гнусавый тенор не боится быть ни некрасивым, ни истеричным, не боится фальцета в “арии с цветком”», – цитата из реакции прессы на постановку «Кармен» в Экс-ан-Провансе-2017 после декабрьского концерта Фабиано в Москве приобретает как минимум двойственный смысл. Почему? Даже в моем собственном обзоре фестиваля можно прочитать, что певец превосходно тогда сделал партию Хозе – действительно, он был органичен и убедителен в спектакле Дмитрия Чернякова. Исключительно благодаря режиссеру?

Формат сольного концерта не может отличаться оригинальностью: пожалуй, не существует другого адекватного способа исполнять арии в концерте, кроме чередования с оркестровыми номерами. Верди, Массне, Пуччини – певец выбрал роскошную музыку, где неплохо было бы продемонстрировать и разные возможности техники, и показать, как умело, со вкусом можно пользоваться палитрой тембровых красок.

Голос Майкла Фабиано в среднем регистре пока еще красив, и фальцета певец по-прежнему не боится. Но всё, что выше «ля», уже похоже на какой-то «электрический звук», что даже звуковысотность не всегда ясна. А ему всего лишь 34 года.

Из всей программы претендующим на музыкальность получился только один номер – ария Де Грие «En fermant les yeux» из «Манон», ария не самая показательная, она не требует от певца больших затрат и не ставит планку. Теперь только такие обстоятельства позволяют Фабиано думать и о музыке в том числе.

Невозможно обходиться без технического совершенства, в нашем случае преждевременно утерянного: любая попытка Фабиано показать мастерство полностью нивелировалась непропетыми кульминациями, с трудом взятыми и напряженными верхами.

Певцов в редких и отдельных случаях спасает актерское мастерство. В спектаклях у Майкла явных проблем в этом плане не ощущалось. Но в сольной программе нет установленных режиссером задач, и есть куда бóльшая нагрузка. Получилось, что присущая артисту эмоциональность не помогла ему по-настоящему наполнить музыку: практически каждая драматургическая идея оказалась утрированной, он еще к тому же был довольно скован и зажат. Естественности, которой всегда хочется и в вокале, и во внешнем воплощении образов, не оказалось.

Не повезло и оркестру «Новая Россия»:  приглашенный дирижер Роберт Туои занимает сейчас пост музыкального директора Оперного театра Лиможа, но пока еще не до конца нашел собственную индивидуальность, его харизмы не хватает. Оркестровые номера (чаще увертюры) и аккомпанемент в ариях Туои дирижировал формально. Правда, само по себе очарование великих мелодий в усилиях дирижера не нуждалось, потому что многим слушателям было достаточно их в виде констатации факта.

Майкл Фабиано в нынешнем сезоне исполняет партии Фауста в «Мефистофеле» Бойто в Мете и в «Фаусте» Гуно в театре Ковент-Гарден, дебютирует в Лирической опере Чикаго в партии Рудольфа из «Богемы» Пуччини и в Государственной опере Берлина в партии Герцога. Также он впервые поет партию Карла VII в «Жанне д’Арк» Верди в Королевском театре Мадрида. Исполняет, дебютирует и поет, несмотря ни на что.

Матильда и Иосиф Рецензии

Матильда и Иосиф

Впервые опубликованы дневники, письма и воспоминания танцовщиков династии Кшесинских

Слонимский: грани безграничности Рецензии

Слонимский: грани безграничности

Международный День музыки в Музее С. С. Прокофьева отметили представлением двух изданий 2018 года, спаянных фигурой одного из патриархов русской композиторской школы Сергея Слонимского

Плетнев в трех лицах Рецензии

Плетнев в трех лицах

В издательстве «Композитор» вышла книга Людмилы Кокоревой, посвященная искусству нашего великого современника – Михаила Васильевича Плетнева

Внешняя сдержанность при внутреннем горении Рецензии

Внешняя сдержанность при внутреннем горении

В Москве отметили 125-летие со дня рождения Александра Гаука