Фестиваль этого года, охватывающий вторую половину сезона с февраля по июнь, включает пять концертов, два из которых предназначены Англиканской церкви святого Андрея, что почти напротив Московской консерватории. Камерный формат и принципиально новая площадка (прежде фестиваль проходил исключительно в залах филармонии, консерватории и в Театре Станиславского и Немировича-Данченко) свидетельствуют, возможно, о частичной смене векторов и форматов, хотя камерности как таковой в прежних фестивальных проектах место уделялось всегда.
В суровом псевдоготическом соборе в Вознесенском переулке ожидаемо звучала музыка великого английского немца. Правда, не все исполненное родилось когда-то на берегах Альбиона: первое отделение венчали две арии Поппеи из оперы «Агриппина», написанные Генделем еще для Италии (премьера состоялась в Венеции). Но большинство опусов – родом из Лондона, а открывался концерт и вовсе «неитальянской» музыкой – двумя ариями Иолы из англоязычной оперы-оратории «Геркулес». Англоязычные арии из величайшей оратории «Мессия» звучали и во втором отделении, в финале которого вновь вернулись к итальянскому Генделю – ариям из «Юлия Цезаря» и «Александра». Таким образом, ретроспективно попытались охватить разного Генделя – и его оперное, и ораториальное творчество, и ранний итальянский период, и более поздний английский пласт. Интересно также и то, что Диляра Идрисова пела как фрагменты произведений, уже принесших ей заслуженный успех в Москве («Геркулес» и «Александр»), так и новые для столичного слушателя вещи.
В Москве Идрисова появилась в 2014 году именно в «Александре», сразу обратив на себя внимание, несмотря на блистательный состав именитых исполнителей, включающий Макса Эмануэля Ценчича и Юлию Лежневу (концертное исполнение в филармонии). Встречи с ней в «Геркулесе» (постановка родного для певицы Башкирского оперного театра, привозившаяся в Первопрестольную дважды – на фестивали «Видеть музыку» и «Золотая маска») московская публика уже, безусловно, ждала.
На концерте в церкви святого Андрея Идрисова вновь подтвердила свой статус мастера барочного музицирования: камерная обстановка (относительно небольшие размеры зала и сопровождение только рояля) еще лучше способствовали высвечиванию лучших качеств ее голоса и мастерства. Блеск колоратуры – точной, гибкой и пластичной, совершенство кантилены, идеальная ровность звуковедения, безупречность интонации обеспечены в том числе за счет фундаментального дыхания певицы, которое контролируется превосходно. Кроме того, подкупает естественная манера держаться на сцене, отсутствие всякой нарочитости и позы, преувеличенной театральности, при этом очевидно стопроцентное погружение в исполняемый материал, проживание музыки, каждой ее фразы, каждого изгиба, великолепное понимание характера своих героинь и сути переживаемых ими драматических ситуаций. Идрисова находит нужные краски и для восторженной патетики, и для скорби и разочарования, и для радостной молитвы: несмотря на стилистическую однородность, образы ее героинь живые и выразительные, а блестящая музыка Генделя вовсе не оказывается лишь материалом для демонстрации технического мастерства. Им Идрисова владеет абсолютно, но при этом она еще и актриса, умеющая оставаться на территории барочного бельканто и стилистически достоверной, и артистически убедительной – вряд ли кому-то придет в голову обвинять ее героинь в клишированной бездумной виртуозности, ибо они весьма выразительны и понятны современному слушателю-зрителю.
Аккомпанировать молодой примадонне взялся прославленный пианист Лукас Генюшас, уже не впервые участвующий в фестивале. Вся программа была исполнена в сопровождении не аутентичного инструмента (например, клавесина или органа, имеющегося в кирхе), а вполне себе современного рояля: удивительное и неожиданное решение в эпоху господства исторически информированного исполнительства. Оно по нынешним временам могло даже сойти за некоторую новацию и оригинальность, но, к сожалению, рояль фирмы «Бехштейн», каковым располагает зал собора, оставляет желать много лучшего. Тем не менее, между концертмейстером и певицей сложился тонкий и гармоничный ансамбль, а несовершенства инструмента не стали помехой, в чем, в том числе, проявилось и мастерство аккомпаниатора, по возможности их нивелировавшего. Но дуэтным форматом Генюшас не ограничился: в середине каждого из отделений им были исполнены сюиты -№ 8 фа минор и № 2 фа мажор (в переложении для фортепиано Алексея Курбатова). Продолжительные чисто инструментальные опусы напомнили аудитории о том, что великий Гендель – не только кудесник вокала, но и высочайший мастер музыки для клавира, яркой и глубокой, не уступающей творениям Баха.
Впереди следующие концерты фестиваля: вслед за Дилярой Идрисовой московская публика будет внимать сольным рециталам Василисы Бержанской и Марины Ребеки, а два заключительных концерта концентрируются на крупной форме – в Концертном зале имени Чайковского прозвучат Вторая месса Антона Брукнера, «Красные долины и пурпурные небеса» Клауса Ланга (мировая премьера) и опера Леонардо Винчи «Сигизмунд, король Польши» (российская премьера).