Только Гендель События

Только Гендель

VI международный фестиваль вокальной музыки «Опера априори» открылся выступлением Диляры Идрисовой и Лукаса Генюшаса

Фестиваль этого года, охватывающий вторую половину сезона с февраля по июнь, включает пять концертов, два из которых предназначены Англиканской церкви святого Андрея, что почти напротив Московской консерватории. Камерный формат и принципиально новая площадка (прежде фестиваль проходил исключительно в залах филармонии, консерватории и в Театре Станиславского и Немировича-Данченко) свидетельствуют, возможно, о частичной смене векторов и форматов, хотя камерности как таковой в прежних фестивальных проектах место уделялось всегда.

В суровом псевдоготическом соборе в Вознесенском переулке ожидаемо звучала музыка великого английского немца. Правда, не все исполненное родилось когда-то на берегах Альбиона: первое отделение венчали две арии Поппеи из оперы «Агриппина», написанные Генделем еще для Италии (премьера состоялась в Венеции). Но большинство опусов – родом из Лондона, а открывался концерт и вовсе «неитальянской» музыкой – двумя ариями Иолы из англоязычной оперы-оратории «Геркулес». Англоязычные арии из величайшей оратории «Мессия»  звучали и во втором отделении, в финале которого вновь вернулись к итальянскому Генделю – ариям из «Юлия Цезаря» и «Александра». Таким образом, ретроспективно попытались охватить разного Генделя – и его оперное, и ораториальное творчество, и ранний итальянский период, и более поздний английский пласт. Интересно также и то, что Диляра Идрисова пела как фрагменты произведений, уже принесших ей заслуженный успех в Москве («Геркулес» и «Александр»), так и новые для столичного слушателя вещи.

В Москве Идрисова появилась в 2014 году именно в «Александре», сразу обратив на себя внимание, несмотря на блистательный состав именитых исполнителей, включающий Макса Эмануэля Ценчича и Юлию Лежневу (концертное исполнение в филармонии). Встречи с ней в «Геркулесе» (постановка родного для певицы Башкирского оперного театра, привозившаяся в Первопрестольную дважды – на фестивали «Видеть музыку» и «Золотая маска») московская публика уже, безусловно, ждала.

На концерте в церкви святого Андрея Идрисова вновь подтвердила свой статус мастера барочного музицирования: камерная обстановка (относительно небольшие размеры зала и сопровождение только рояля) еще лучше способствовали высвечиванию лучших качеств ее голоса и мастерства. Блеск колоратуры – точной, гибкой и пластичной, совершенство кантилены, идеальная ровность звуковедения, безупречность интонации обеспечены в том числе за счет фундаментального дыхания певицы, которое контролируется превосходно. Кроме того, подкупает естественная манера держаться на сцене, отсутствие всякой нарочитости и позы, преувеличенной театральности, при этом очевидно стопроцентное погружение в исполняемый материал, проживание музыки, каждой ее фразы, каждого изгиба, великолепное понимание характера своих героинь и сути переживаемых ими драматических ситуаций. Идрисова находит нужные краски и для восторженной патетики, и для скорби и разочарования, и для радостной молитвы: несмотря на стилистическую однородность, образы ее героинь живые и выразительные, а блестящая музыка Генделя вовсе не оказывается лишь материалом для демонстрации технического мастерства. Им Идрисова владеет абсолютно, но при этом она еще и актриса, умеющая оставаться на территории барочного бельканто и стилистически достоверной, и артистически убедительной – вряд ли кому-то придет в голову обвинять ее героинь в клишированной бездумной виртуозности, ибо они весьма выразительны и понятны современному слушателю-зрителю.

Аккомпанировать молодой примадонне взялся прославленный пианист Лукас Генюшас, уже не впервые участвующий в фестивале. Вся программа была исполнена в сопровождении не аутентичного инструмента (например, клавесина или органа, имеющегося в кирхе), а вполне себе современного рояля: удивительное и неожиданное решение в эпоху господства исторически информированного исполнительства. Оно по нынешним временам могло даже сойти за некоторую новацию и оригинальность, но, к сожалению, рояль фирмы «Бехштейн», каковым располагает зал собора, оставляет желать много лучшего. Тем не менее, между концертмейстером и певицей сложился тонкий и гармоничный ансамбль, а несовершенства инструмента не стали помехой, в чем, в том числе, проявилось и мастерство аккомпаниатора, по возможности их нивелировавшего. Но дуэтным форматом Генюшас не ограничился: в середине каждого из отделений им были исполнены сюиты -№ 8 фа минор и № 2 фа мажор (в переложении для фортепиано Алексея Курбатова). Продолжительные чисто инструментальные опусы напомнили аудитории о том, что великий Гендель – не только кудесник вокала, но и высочайший мастер музыки для клавира, яркой и глубокой, не уступающей творениям Баха.

Впереди следующие концерты фестиваля:  вслед за Дилярой Идрисовой московская публика будет внимать сольным рециталам Василисы Бержанской и Марины Ребеки, а два заключительных концерта концентрируются на крупной форме – в Концертном зале имени Чайковского прозвучат Вторая месса Антона Брукнера, «Красные долины и пурпурные небеса» Клауса Ланга (мировая премьера) и опера Леонардо Винчи «Сигизмунд, король Польши» (российская премьера).

Сочельник с Бахом События

Сочельник с Бахом

В канун Рождества наступившего года в Москве прозвучала Рождественская оратория Баха под управлением Владимира Юровского, с участием Госоркестра России имени Е.

В ногу со временем События

В ногу со временем

Рязанский русский народный хор имени Е.Г. Попова представил мировую премьеру сценической кантаты Рустама Сагдиева «Притча»

Летели качели События

Летели качели

«Новая драма» триумфально победила на Пермском краевом фестивале лучших спектаклей «Волшебная кулиса»

Искусство, приводящее в чувство События

Искусство, приводящее в чувство

В ноябре в Екатеринбурге прошел IX Международный фестиваль современного танца «На грани»