Только не болтай События

Только не болтай

Завершился X международный конкурс дирижеров имени Г. Фительберга в Катовице

Неисчислимые музыкальные конкурсы, существующие в настоящее время в мире, давно стали притчей во языцех. Но среди многих локальных и «домашних» есть и те, которые обладают давними традициями и несомненным влиянием на все музыкальное пространство. Одно из таких состязаний – конкурс дирижеров имени Гжегожа Фительберга (1879-1953). Организованный в память о выдающемся польском музыканте – дирижере, скрипаче, композиторе Г. Фительберге, конкурс впервые прошел в 1979 году по инициативе Кароля Стрыи, ученика маэстро. В настоящее время конкурс проводится раз в пять лет. В ноябре 2017 года он прошел в десятый раз. По своему масштабу и престижу он не уступает таким мощным музыкальным соревнованиям, как конкурсы пианистов имени Шопена и вокалистов имени Монюшко в Варшаве, скрипачей имени Венявского в Познани. Разница в том, что на любых исполнительских конкурсах в каждом из туров жюри и публика оценивают конечный результат работы музыканта, что называется, здесь и сейчас, а на конкурсе дирижеров наблюдают, как достигается результат. Участники должны в четко отведенное им время продемонстрировать навыки работы с оркестром

Условия достаточно жесткие: на каждом из туров существует обязательный список из восьми произведений в жанре симфонии и концерта. Это весьма широкий музыкальный спектр – сочинения разных эпох, разных национальных школ, в том числе и польской (Шимановского, Лютославского, Пендерецкого и других). В каждом туре участник должен заявить о готовности представить на суд жюри и публики четыре произведения из этой программы, за полчаса до выхода ему сообщают, о каких именно партитурах пойдет речь. Жюри вправе прервать репетицию в любой момент и попросить исполнить любую часть произведения в любом порядке. А для того, чтобы замечания и жесты дирижера были понятны не только оркестру, но и всем, кто находится в зале, по бокам сцены установлены два больших монитора, на которых во всех подробностях видна работа дирижера, а на пульте установлен микрофон.

Подготовка к конкурсу началась задолго до его открытия – уже к июню были определены имена 50 конкурсантов, допущенных к участию в первом туре, – это представители более двадцати стран Европы, США, Канады и Азии. Польша выдвинула десять своих участников. А от нашей страны первоначально было два претендента – Дмитрий Савенков из Москвы и Всеволод Силкин из Санкт-Петербурга. Буквально за две недели до начала конкурса к ним присоединился еще один россиянин Ярослав Забояркин. В конкурсе были заявлены три представительницы прекрасного пола: Бар Авни из Израиля, Хлое Дюфрен из Франции и Марта Гардолиньска из Польши. В жюри были приглашены дирижеры Мирослав Яцек Блащик (Польша), Томаш Бугай (Польша), Марек Пьяровски (Польша), Николай Дядюра (Украина), Петр Гаевский (США), Чарльз Оливьери-Монро (Канада), Йорма Панула (Финляндия), Кен Такасеки (Япония), Михаэль Цильм (Германия), композитор Эугениуш Кнапик (Польша). Возглавил жюри (и уже не впервые) прославленный литовский маэстро Юозас Домаркас.

О том, какие задачи решает конкурс имени Г. Фительберга, и кого бы хотели видеть и слышать в финале члены жюри, рассказал Мирослав Яцек Блащик (прославленный музыкант, худрук Силезской филармонии многие годы выступает арт-директором соревнования): «Самая главная цель конкурса – найти таланты, которые в дальнейшем будут развиваться, ведь про участников конкурса еще нельзя сказать, что это сложившиеся, взрослые дирижеры. Интересны музыканты с хорошей мануальной техникой, но первостепенны все‑таки идеи. Богатство в душе дирижера само по себе не возникает. Нужно чтобы молодой человек обладал мощным интеллектом, был эрудирован, обладал глубокими знаниями о культуре разных эпох. Все это находит отражение в музыке. Другой важный момент – умение дирижера лаконично говорить с оркестром. Стихи и поэмы не нужны. Дирижер – как врач: посмотрел и сразу понял, где больно и как решить эту проблему».

Высокий уровень нынешнего конкурса признали и члены жюри, но мнения по поводу динамики в подготовке претендентов на призовые места разнились. Юозас Домаркас поделился своей точкой зрения: «На моей памяти шесть конкурсов. Контингент всегда был очень пестрый. Дирижер все‑таки должен быть эмоционально зрелым человеком и сложившимся музыкантом. Возможно ли на репетиции обойтись без слов? Мой легендарный учитель И. А. Мусин говорил: “Когда ты встаешь перед оркестром, и у тебя что‑то не получается, сдирай волосы с головы, топай, топчи пиджак, только не болтай!” Сейчас модно красиво улыбаться, иронично изъясняться. Но ведь это ничего не решает. Главное – глубокие знания.

Молодому поколению этого не хватает. И это настораживает… Многие хотят легкого успеха… Звезды надо заработать. Волшебной палочки в этой профессии не существует».

Без сюрпризов на нынешнем конкурсе все‑таки не обошлось. Во второй тур прошли тринадцать конкурсантов вместо положенных по регламенту двенадцати. Замкнул «чертову» дюжину чех Алеш Команек (он же прошел в финал). В шаге от финиша он почувствовал сильную боль в спине и вынужден был отправиться в больницу, прервав выступление. Стоически выдержав и это испытание, Алеш выступил в финале и завоевал диплом первой степени (четвертое место). Драматические обстоятельства, правда, незадолго до конкурса ожидали и выпускника Санкт-Петербургской консерватории, внука маэстро С. Горковенко – Ярослава Забояркина.

ЯЗ За две недели до конкурса я получил письмо от организаторов с приглашением в Польшу. К тому моменту я уже потерял надежду на участие. Времени на подготовку было мало. Так вышло, что все произведения, которые я показывал на этом конкурсе, были подготовлены с нуля. Я их, конечно, знал, но концертной практики с ними у меня не было. По большому счету, это мое первое выступление с таким серьезным коллективом как оркестр Силезской филармонии. До этого, правда, я выступал на Токийском конкурсе дирижеров в 2012 году.

ОК Какая музыка наиболее близка вам?

ЯЗ Все, что учу, находит во мне отклик. Я считаю, что задача дирижера и музыканта – найти энергетический контакт с композитором и понять, какая в том или ином произведении изюминка. Тогда оно становится твоим, и идеи легче донести до оркестра. В моей программе была заявлена Шестая симфония Чайковского. Для меня как для петербуржца это особенное сочинение, но, честно говоря, я до сих пор его побаиваюсь. Нельзя просто так выйти без репетиции и играть это произведение на конкурсе. Я рад, что во втором туре мне выпала Девятая симфония Дворжака. Тем более, что я дирижировал утром, а умирать утром совсем не хочется… Дворжака в этом смысле играть проще. Но, в любом случае, если ты профессионал, надо стремиться показать высший класс.

24 ноября жюри объявило результаты конкурса: I премию (25 000 евро) получил дирижер из Тайваня Су-Хан Янг, второе место (20 000 евро) досталось Бар Авни из Израиля, а третье (15 000 евро) – Модестасу Баркаускасу из Литвы. Кроме того, им вручили памятные призы: золотую, серебряную и бронзовую дирижерские палочки. Конкурс имени Г. Фительберга имеет большое количество специальных наград, и в основном это возможность дирижировать ведущими польскими оркестрами. Один из призов – это правило работает на всех польских конкурсах – присуждает юношеское жюри. Молодые музыканты честно и очень увлеченно отслушивают все выступления, а затем награждают своего героя. В этот раз им стал Бун Ху Льен из Сингапура.

Конечно, конкурс – это лишь один из шагов к мастерству, к профессии, но шаг очень важный: это возможность поработать с великолепным симфоническим оркестром Силезской филармонии, получить профессиональные советы от членов жюри и ангажементы, прикоснуться к великой музыке и ощутить исключительно доброжелательный и заинтересованный отклик аудитории, которая, кстати, далеко не ограничивается только слушателями в зале филармонии в Катовице, ведь на сайте конкурса выступления молодых маэстро можно было наблюдать в любом конце мира. Поздравим победителей и пожелаем всем без исключения участникам успеха в освоении этой сложной и во многом загадочной профессии дирижера.

Студенты и раритеты События

Студенты и раритеты

Выпускники ГИТИСа делают выбор в пользу редких партитур

Моцарт у Данте События

Моцарт у Данте

Риккардо Мути и Маурицио Поллини – ​две мировые звезды, два старых итальянских друга открыли Тридцатый фестиваль в Равенне во Дворце Мауро де Андре, исполнив два концерта Моцарта – ​ми-бемоль мажор KV 449 и ре минор KV 466 в сопровождении Молодежного оркестра Луиджи Керубини.

За кадром События

За кадром

В Большом зале Московской консерватории впервые в живом исполнении прозвучала музыка Кузьмы Бодрова к фильму «Собибор» Константина Хабенского.

Герои Дюма в жанре мюзикла События

Герои Дюма в жанре мюзикла

О премьере в Московском музыкальном театре под руководством Геннадия Чихачева