Трип-хоп и песни западных славян События

Трип-хоп и песни западных славян

В четвертый раз в усадьбе Захарово, не раз воспетой Пушкиным, прошел фестиваль «Традиция»

Продвижение традиционных ценностей с помощью искусства – ​такова главная идея фестиваля, сформулированная его учредителями, писателем Захаром Прилепиным и худруком МХАТ имени М. Горького Эдуардом Бояковым. Один-единственный фестивальный день, Одиннадцать площадок под открытым небом, более 60-ти мероприятий – ​мастер-классы, лекции, творческие встречи, поэтические чтения и, конечно же, концерты с самой разной музыкой: от бардовской песни, академических виртуозов – ​до легенд эстрады и рэпа.

Эта история началась лет пять назад. В Керженском лесу, где я живу и сочиняю свои книжонки, раньше я собирал друзей: художников, музыкантов, режиссеров, артистов. А потом подумали: чего мы все это для себя держим? Вот и решили сделать для всех. Кого мы хотим услышать, тех сюда и приглашаем. Жалею только об одном – мероприятий так много, что успеть всюду не получится», – рассказал Захар Прилепин. Впрочем, так и задумано создателями: фестиваль позиционируется как пикник для всей семьи, и каждый посетитель от мала до велика выбирает программу по своим личным вкусам и интересам.

Лекционная часть получилась самой объемной. Во дворе главного усадебного дома и на специальных лекционных площадках в парке можно было услышать не только видных публицистов, политологов, писателей и поэтов, но также кинокритиков, архитекторов и дизайнеров. Александр Дугин выступил с лекцией «Традиция и ее субъект», философ Алексей Козырев предложил тему «Поэтика детства в русской философии», о церковной архитектуре и возрождении ее памятников рассказывали зодчий Андрей Анисимов и священник отец Алексий Яковлев, а о советской архитектурной среде – Мария Гельфанд.

Особое место в программе фестиваля занял лекторий проекта «ПатриАрт», цель которого – восстановить связь с богатейшей русской культурой прошлого и использовать элементы подлинной «русскости» в современном дизайне. Речь шла о костюмах, ремеслах, традиционных знаниях, языке, о народной культуре как источнике вдохновения.

Сам Прилепин прочел лекцию «Есенин как религиозный поэт». Тема не случайная – последние несколько лет писатель работал над большой книгой о жизни Есенина (выход запланирован на осень).

Есенинская тематика затронула и театральную сторону фестиваля. Как рассказал Эдуард Бояков, произведение Прилепина станет литературной основой спектакля о поэте, который уже репетируют во МХАТе имени М. Горького. Отрывок из него под названием «Три женщины Есенина» был показан во дворе усадьбы. Получилось хоть и эскизно, но вполне эмоционально и убедительно.

Захарово – одно из самых важных мест в «пушкиниане». Эта усадьба принадлежала бабушке поэта, здесь ребенком он проводил лето, здесь же легендарная няня Арина Родионовна читала ему сказки. В этом году отмечалось 220-летие Пушкина, поэтому спектакль «Мой первый друг…» режиссера и актера Игоря Ларина пришелся как раз кстати. В основе постановки – воспоминания о Пушкине его друга Ивана Пущина. Эмоциональная экспрессия и актерское мастерство Ларина превратили текст мемуаров в живую, яркую и трогательную историю.

Продолжил тему литературный спектакль с участием Валерия Баринова и Ольги Кабо «…И мой Пушкин». Во дворе усадьбы звезды российской театральной сцены прочитали посвященные поэту стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Ахмадулиной, А. Блока и Д. Самойлова. Не обошлось и без поэзии самого Пушкина: звучали отрывки из поэмы «Граф Нулин» и стихотворения из цикла «Песни западных славян».

Антон Адасинский и лаборатория DEREVO

Весьма необычный взгляд на «наше все» предложил «Беспечный оркестр», в составе которого, помимо фортепиано, скрипки, альта, виолончели и духовых, – электрогитара, бас-гитара и ударные. Их перформанс «Пушкинъ. Пушкинъ. Пушкинъ» представлял собой фантазию по «Евгению Онегину». Как и роман, действо делилось на главы, и перед каждой читался соответствующий пушкинский эпиграф. В качестве музыкальной основы использовались темы разных композиторов, включая знаменитый вальс из «Метели» Г. Свиридова.

Любителей академического искусства поразили своим мастерством молодые музыканты, воспитанники фонда «Новые имена». Скрипачи Артур и Арам Кришчяны исполнили пьесу «Веселые скрипки» В. Сапожнина и «Русский танец» П. И. Чайковского, Андрей Рязанцев (кларнет) представил сложнейшую «Фантазию» Й. Видмана, а Константин Козырев (баян) блеснул в сонатине «Франческа» В. Семенова.

Национальный колорит фестиваля удачно подчеркнула Евгения Смольянинова. Обладательница характерного, узнаваемого голоса представила лучшие песни из своего репертуара: «Вечернюю», «Бай-бай», «В лунном сиянии». В «народную» часть программы также вошли выступления ансамбля «Чапура» с женскими песнями терских и гребенских казаков, Таисии Краснопевцевой, которую часто называют «самым нежным фолк-вокалом России», а также концерт «Вир» Петра Главатских и Сергея Старостина с ансамблем «Кладец».

Одним из главных центров притяжения стал концерт «Дорога домой» Алексея Архиповского – балалаечника, перевернувшего представление об этом инструменте. В выступлении музыканта, который совмещает в себе мастерство Паганини с драйвом рок-иконы Джимми Хендрикса, были и невероятная виртуозность, и красота звучания, и колоссальная энергетика; а профессионалы, конечно, оценили свободное сочетание академических приемов с техникой игры на электрогитаре. Поистине, целый мир красок, образов и эффектов – из каких-то трех струн!

Патриотическая поп-культура была представлена рэпером Ричем, известным «в миру» как Ричард Семашков. «Мой трип-хоп» – так (не вполне патриотично) называлась программа музыканта. Для России трип-хоп – жанр новый, хотя в западной поп-культуре его расцвет пришелся на 1990-е годы. Смесь экспериментального хип-хопа, джаза, рока и соула, медленный темп, отчетливые партии ритм-блока и баса, мрачная депрессивная окраска и приглушенный тембр голоса – все эти характерные жанровые приметы присутствовали в треках Рича.

Уже вечером, что называется, для души и от души, дали концерт «Белорусские песняры». Группа является одним из пяти наследников знаменитого ВИА «Песняры», просуществовавшего с 1970 по 1998 год. Из старого состава в «Белорусских песнярах» остались Владислав Мисевич (вокал, саксофон, флейта), Валерий Дайнеко (вокал), Игорь Пеня (вокал), Олег Аверин (вокал, клавишные, гитара). Звучали незабвенные хиты из их «золотого» репертуара, такие как «Алеся», «Белоруссия», «Косил Ясь конюшину» и «За полчаса до весны». «Беловежскую пущу» спел первый исполнитель этой песни Валерий Дайнеко, а в заключение Игорь Пеня вместе со слушателями исполнил не менее легендарную «Вологду».

Питерская фолк-группа «Отава Ё» завершала длинный и насыщенный фестивальный день. Уже в ночи ребята представили песни из нового альбома «Любишь ли ты» в стиле, сочетающем фолк-фьюжн и народную традицию; причем все это было приправлено колоритностью и взрывной веселостью самих музыкантов.

Более двенадцати тысяч человек за один день – столько зрителей в этом году посетило фестиваль в усадьбе Захарово. Цифра, сравнимая с количеством слушателей на «живых» концертах крупных рок- или рэп-звезд, впечатляет. Похоже, «Традиция» постепенно становится традицией.

А был ли «сольник»? События

А был ли «сольник»?

В Большом зале консерватории впервые выступила Асмик Григорян, но не одна

Впередсмотрящие События

Впередсмотрящие

В Москве гала-концертом завершился Четвертый фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку»

Взрослые игры События

Взрослые игры

Во флорентийском театре Maggio Musicale предложили публике новую версию диптиха на вечную тему о любви и предательстве

Спеть хором на вечной мерзлоте События

Спеть хором на вечной мерзлоте

С 26 октября по 4 ноября в Академической капелле Петербурга прошли традиционные «Невские хоровые ассамблеи»